RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Историк из Санкт-Петербурга на уроке памяти в Могилеве: ВОВ - наша общая боль и общее прошлое

В могилевской гимназии №3 учителя истории из Санкт-Петербурга провели открытый урок для школьников на тему «80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда».

Проект по проведению уроков патриотического воспитания преподавателями северной столицы России в белорусских школах проходит впервые. Он стал частью реализации соглашений о развитии регионального сотрудничества, подписанных районами Санкт-Петербурга с городами Могилевской области. В течение нескольких дней российские педагоги будут встречаться с учащимися из Осиповичей и Могилева, рассказывать о событиях военного времени, беседовать на тему сохранения памяти о Великой Отечественной войне. В областном центре к проекту присоединились 6 учебных заведений.

«Память о Великой Отечественной войне - наше общее прошлое, наша общая боль, - сказал учитель истории школы-интерната №49 Петродворцового округа Санкт-Петербурга Николай Маркевич. - Во время уроков мы не ставим цель выделить подвиг конкретного человека в годы войны. По сути, мы рассказываем и про белорусов, и про русских - то, что пережили наши предшественники. И мы должны быть достойны их подвига. Осенью прошлого года Санкт-Петербургский городской суд признал блокаду Ленинграда преступлением против человечности, военным преступлением и геноцидом советского народа. Так же, как и белорусский народ, ленинградцы пережили страшные времена в годы войны, поэтому эта тема очень важна и для Беларуси, и для России».

Историк подчеркнул, что в последнее время понятия мира и спокойствия приобретают особую значимость, и в этом вопросе возрастает актуальность белорусско-российского сотрудничества. «Особенно в наше время единство важно, как никогда, - поодиночке мы не выстоим, не выживем и не будем процветать и расти, - уверен Николай Маркевич. - Этого можно достичь только совместно. Мы никогда не разделяли наши народы - белорусский, русский, украинский. Мы всегда говорили и говорим детям, что наши общие предки - славяне. Мы все вышли из единого государства - Советского Союза. Так было, есть и будет».

Российские педагоги отметили, что в разговоре с молодежью самое главное не фальшивить, быть искренним. И дети это понимают, хоть и отличаются от предыдущих поколений. «Если они видят, что им не лгут, что люди говорят, что пережито, они это чувствуют. Мы второй день смотрим на белорусских ребят и находим с ними полное взаимопонимание. Мы активно призываем детей интересоваться историей, задавать вопросы. Мы ведь не рассказали им все, а только приоткрыли тему, в которой бездна знаний. Эти воспоминания очень тяжелые и требуют к себе серьезного отношения. Но главное - интерес со стороны молодежи, сегодня при желании все это можно узнать», - заключил учитель.

Впечатлениями от урока памяти поделилась 11-классница Нина Майстрова. «Мы стараемся не забывать об истории Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда - трагическое и в то же время героическое событие, о котором важно помнить, поэтому оно не может быть неактуальным. Самое главное в сохранении исторической памяти - это знание: нужно интересоваться, читать, сопоставлять факты, обсуждать это с одноклассниками и родителями. Молодежь сегодня активно в этом участвует. На мой взгляд, в этом вопросе важен диалог старшего поколения с младшим. В моей семье также есть история о войне: моя прабабушка жила в западной Беларуси во время оккупации и много рассказывала о том времени. К сожалению, ее уже нет в живых, но память, которую она оставила, продолжит жить во мне».

Начальник управления по образованию Могилевского горисполкома Ирина Рыбакова подчеркнула, насколько важна тема сегодняшнего урока - Великая Отечественная война. «Мы понимаем, насколько ценен мир в нашей стране. Этот год объявлен Годом мира и созидания, и это неспроста. Дети имеют возможность учиться и развиваться, а их родители - работать. Ценить это помогают уроки истории. Трудно представить, что в блокадном Ленинграде ежедневная норма хлеба для детей, пенсионеров и служащих составляла 125 грамм. И другой еды не было. И в этих условиях люди выстояли, выжили, и благодаря их героизму мы сегодня с вами можем продолжать жить. Это не пустые слова», - отметила она.

Ирина Рыбакова рассказала историю об учительнице, с которой ей когда-то пришлось работать. «Она закончила школу в день начала войны - 22 июня 1941 года, в этот день во всех советских школах проходили выпускные вечера. Страшная новость о начале войны застала школьников во время празднования. В ее классе было 18 мальчиков, их всех забрали на фронт, и ни один из них не вернулся. Такая страшная участь постигла молодых людей, чья жизнь еще толком не началась и уже не продолжилась. Поверьте, в то время не было разделения - русский, белорус… Это был единый советский народ. Наверное, благодаря тому, что люди разных национальностей были едины в своем порыве защитить страну, и был разбит враг. И это была не только фашистская Германия, против нас воевала вся Европа. Как и сегодня, западные страны объединились против нас. Сейчас как никогда мы должны ценить мир и делать все возможное, чтобы его сохранить, чтобы нас не коснулась война», - добавила она.

По словам Ирины Рыбаковой, встреча российских учителей с могилевскими школьниками проводится впервые. Ее основной задачей стало сохранить историческую память о Великой Отечественной войне и героических датах белорусского и русского народов. «Сохранение исторической памяти - это не разовая акция, не эпизодическое мероприятие к памятным датам, а системная работа, - подчеркнула она. - В первую очередь она связана с образовательным процессом: этому вопросу уделяется внимание как на уроках, так и во время внеклассной работы. Сегодня на первый план выходит гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Не зря глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию отметил, что патриота может воспитать только патриот, поэтому работа ведется как с учащимися, так и с педагогами».

БЕЛТА, фото Олега Фойницкого

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна