RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Когда профессия машиниста мостового крана становится женской

Одной левой поднимает вагоны, при этом у нее безупречные маникюр и макияж. В конкурсах профмастерства Светлана Минич обходит коллег-мужчин. 

Рабочее место — десять метров над землей. На Могилевском вагоностроительном заводе работают 17 машинистов мостового крана, из них 12 — женщины. Под потолком цеха своя «железная дорога»: по стальным конструкциям (мостам) перемещаются кабины крана. 

Его крюки — рабочие руки, способные передвигать с места на место не только многотонные детали, но и вагоны. 

 — Никто не верит, что я работаю крановщи­цей, — признается 30-­летняя Светлана Минич. — Если я не в робе, а в платье и на любимых шпильках, то все думают, что я разыгрываю. Это стереотип: мол, нельзя быть женственной, если у тебя рабочая профессия. 

На вагоностроительном Светлана работает второй год, но общий стаж — около десяти лет. Усмирять грузоподъемный кран она училась на другом могилевском заводе — «Строммашина»:

— Хотя на этом заводе работали моя бабушка, папа и мама (кстати, крановщицей), я в профессии оказалась случайно. Причина — квартирный вопрос. Я жила с родителями в заводском общежитии. Потом они получили квартиру, а я хотела быть самостоятельной. Единственный шанс — остаться в общежитии, а для этого надо было работать на предприятии. Я пошла ученицей на завод, самая престижная работа для женщины была крановщицей. Так я оказалась в весьма сложном цехе, где мало кто хотел работать. Там собирали очень тяжелые машины. Поднимаешь деталь крюком — кран аж клонит в сторону. А мне нравились сложные задачи. Потом предложили перейти в литейку. И тоже согласилась, когда увидела, что это просто высший пилотаж! Представьте: движется конвейер, в нем формы для литья деталей с отверстиями не больше, чем у обычной чашки. А я должна краном разливать в них из ковша, как чай, расплавленный металл, который похож на солнышко. Я после первой смены, отработав норму, оставалась на вторую бесплатно ради удовольствия, пока мастер не узнал. 

Как только в регионе стали проводить конкурсы профмастерства среди молодежи для крановщиков, Светлана участвовала каждый год, занимая призовые места. В последний раз — первое, обойдя и мужчин:

— У меня уже много учениц и учеников и я могу сказать, что, помимо отработки мастерства на практике, есть какие-то врожденные данные. Важно чувствовать кран. Самое сложное — когда вагон поднимают и перевозят в другое место два крана. Здесь как в синхронном плавании: нужно двигаться с одной скоростью, делать движения на одном дыхании. У меня лучше всего получается работать в паре с нашим бригадиром Ольгой. Когда нам дают команду «поднимай!», мы просто переглядываемся и потом даже не смотрим друг на друга, а каким-то образом делаем одни и те же движения, угадываем скорость другу друга, будто у нас на двоих одна голова. 

А еще, шутит Светлана, работа крановщицей — хороший фитнес, ведь подняться в кабину нужно по лестнице, а спуститься за смену и поменять рабочее место на другом кране иногда приходится по десять и более раз. 

Это на корабле женщина — к беде, а в цехе — к улыбкам, признается начальник участка кранового хозяйства Владимир Радько:

— Самой младшей крановщице у нас 24 года, а самая опытная уже пенсионерка, но мы ей продлили контракт. В этом деле ценится мастерство: усидчивость, ответственность. А еще отсутствие страха высоты. 

Праздник труда для Светланы Минич не просто день, когда не нужно идти на работу. Она с неподдельным уважением отзывается о рабочих — и в первую очередь о своих родителях, муже-токаре, заводчанах: 

— Мы проводим на работе полжизни, и от человека зависит, будет ли это в радость. Для меня всегда интересно достигать новых высот. Думаю с сентября пойти учиться заочно на инженера машиностроения. А еще я очень люблю рыбалку. Вожу машину. Бегаю — поддерживаю форму. Люблю печь пироги, но для фигуры вредно — приношу в цех, угощаю ребят. Окна нашего дома выходят на железную дорогу. Вот везут наши вагоны, и я говорю с гордостью сыну: «Возможно, эти вагоны помогала собирать твоя мама».

В ТЕМУ

Алексей Фурманов, начальник цеха по производству подвижного состава:

— Работы у нас хватает. Сейчас производим вагоны для перевозки леса, зерновозы, цементовозы. Трудиться у нас престижно — хороший соцпакет: дополнительные выходные, выплаты к свадьбе, рождению ребенка. Добрая половина трудового коллектива — молодежь. Сегодня нужны не просто рабочие руки, а профессионалы. На вес золота хорошие сварщики, операторы станков с программным управлением. И сегодня профессионал-рабочий может сделать карьеру. Я сам пришел на завод сварщиком.

Елена Кукшинская, фото Мариам Табагари, СБ

Теги: 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна