RU BY EN 中文
Twitter Instagram

О преимуществах целевого направления и учебы в ссузе спросили педагогов и учащихся колледжа в Бобруйске

«Колледж — это кусочек взрослой жизни, но в ней тебя еще оберегают...»

При целевой подготовке абитуриент уже на стадии поступления видит своего работодателя и знает, куда пойдет, а также может получить дополнительные льготы

В стране 8 февраля прошла репетиция централизованного экзамена, зарегистрировалось на которое около 58 тысяч учащихся 11‑х классов по всей стране. Какую профессию выбрать — для них сейчас главный вопрос. На Могилевщине провели областной конкурс видеороликов «Молодежь в профессии». Победителем стала София Лавриненок из Бобруйска, преподаватель аграрно-экономического колледжа (отделение права, архитектуры и строительства). Мы поинтересовались у Софии и студентов этого учебного заведения, как они смотрят на первое рабочее место и какие цели ставят перед собой.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

Это адский труд строительства новой страны. Следующая пятилетка станет временем молодежи. Задача старшего поколения — передать опыт, знания, умения, компетенции новому поколению управленцев, рабочих, крестьян, спортсменов, айтишников. Вовлеченность молодых людей во все сферы деятельности государства станет решающей.

На финальном концерте акции «Марафон единства» в Минске, 24 января 2025 года.

Для Софии Лавриненок профориентация стартовала еще в 8 классе, когда в аграрно-экономическом колледже девушка стала посещать арт-студию.

Я танцевала и развивала сценические способности, у меня появилось много друзей и знакомых, — вспоминает София. — Я местная, в учебном заведении работает моя мама, она преподаватель инженерной графики, ведет специальность «монтаж и эксплуатация санитарно-технического оборудования зданий и сооружений». Наверное, поэтому я всегда любила черчение.

После окончания 9 класса София выбрала профессию техника-строителя и поступила в колледж. А после колледжа для нее началась двухлетняя отработка по распределению.

Сначала полтора года я трудилась в оконной фирме на должности инженера по сметной работе, — описывает свою карьеру бобруйчанка. — Но рабочее место не устраивало по заработной плате, поэтому решила перераспределиться.

Получилось перевестись на ту же должность в строительную фирму, но уже с более высокой оплатой труда.

Образование, полученное в колледже, стало для Софии только первой ступенькой. Сразу после окончания ссуза она решила поступать в Белорусский национальный технический университет на инженерно-педагогический факультет. После колледжа у нее было преимущество: сокращенное обучение, сдавала два предмета — инженерную графику и строительные материалы. В итоге поступила на заочную форму обучения за счет средств республиканского бюджета и сейчас учится на третьем курсе. После окончания планирует получить квалификацию «инженер-педагог».

Спустя два года отработки София поняла, что ее больше привлекает преподавание. В родном колледже как раз открылась вакансия. В роли преподавателя девушка уже около 8 месяцев.

На мой взгляд, профессия строителя открывает перед молодыми людьми много возможностей, — делится наблюдениями София. — Уже в колледже все учатся выдержке и выносливости, ведь нужно выполнить огромное количество чертежей и расчетов. Случаются бессонные ночи, в которые ты работаешь, чертишь, считаешь. Поэтому после выпуска становишься совершенно другим человеком, которому ничего не страшно. В то же время это достаточно прибыльная профессия, даже стипендия в колледже повышенная.

Строитель — универсальный специалист, он может все, делает вывод София: решает организационные вопросы, способен и кладку положить, и поштукатурить, и собрать рабочих. Все это она испытала на себе, когда проходила практику на заводе крупнопанельного домостроения в Бобруйске.

Сейчас София преподает такие учебные предметы, как «Инженерная графика», «Основы археологии и история архитектуры», «Геодезия», факультатив «Инновации в строительстве», вела также курсовой проект по гражданским и промышленным зданиям.

Технологии не стоят на месте, поэтому все учащиеся отлично владеют компьютером, что важно в профессии, — поясняет педагог. — Ведь в основном чертят уже не рукой, а в специализированных программах: AutoCAD, Revit и других. Сегодня у всех есть свой компьютер. Ребята тянутся к знаниям, умеют их получать отовсюду, проявляют находчивость. Иногда приносят что-то новое, что нашли по предмету, на урок. Молодежь сейчас очень разносторонняя, интересная, развитая.

По мнению педагога, среднее специальное образование дает огромное количество возможностей. Учащиеся получают сразу и рабочую профессию, к примеру штукатур или каменщик, и основную — техник-строитель. В колледжах дается база, причем максимально развернуто.

Где-то в университете, в огромных аудиториях на поток 150 человек, можно что-то не услышать, есть и те, кто умудряется просто не ходить на пары, — сравнивает собеседница. — В колледже все более строго контролируется. Здесь учащиеся растут, встречают первую любовь. Я знаю три пары, которые познакомились в колледже и поженились. Я тоже своего мужа встретила здесь, сейчас вместе учимся в БНТУ, он — на строительном факультете. Колледж — это кусочек взрослой жизни, но в ней тебя еще оберегают и растят педагоги и администрация. Поэтому здесь ребята получают колоссальный опыт, после которого адаптироваться в том же университете проще.

Помимо этих преимуществ, есть и другие. При целевой подготовке абитуриент уже на стадии поступления видит своего работодателя и знает, куда пойдет, а также может получить дополнительные льготы. К примеру, студентка Бобруйского аграрно-экономического колледжа Виктория Шпак из Жиличей Кировского района раз в полгода получает доплату от КСУП «Жиличи». Будущий бухгалтер в зависимости от успеваемости может рассчитывать на сумму около 240 рублей от предприятия, с которым заключен целевой договор.

Меня этот вариант устраивает, предприятие находится рядом с домом, — делится Виктория. — На месте уже проходила производственную практику, отнеслись ко мне дружелюбно.

Похожий опыт у ее одногруппницы Елизаветы Авчинник. Бобруйчанка при поступлении не была уверена в своих силах, и в колледже ей предложили заключить целевой договор с ОАО «Обидовичи» Быховского района.

Для меня плюс в том, что в хозяйстве обещали предоставить дом, — объясняет свое решение Лиза. — Кроме того, получу практический опыт, а жизнь в деревне не пугает.

В это же хозяйство после окончания ссуза распределится будущий юрист Никита Клименков. Признается, что так вышло, потому что при поступлении ему не хватило буквально 0,1 балла для учебы на бесплатном. Выручило целевое. Никита деревенской жизни только рад, говорит, что в большом городе не чувствует себя своим.

Учеба в школе и колледже отличается: здесь гораздо выше ответственность, — объясняет он. — Если не выучил одну тему, можно потерять всю дальнейшую структуру предмета.

Ребята объясняют, что и при заключении договоров на целевое обучение приоритет и право выбора получали те, у кого выше баллы. К примеру, будущий юрист Олег Дарманков из Орши заключил договор с ОАО «Новобыховский». Изначально хотел получать высшее образование и работать в милиции, но сейчас планирует сперва поработать и отслужить в армии.

Для меня на первом рабочем месте важны друзья, хорошие условия жизни и работы, зарплата, — делится он ожиданиями. — Хочется влиться в коллектив. Надеюсь, у меня будет наставник, который поможет быстрее во всем разобраться.

Юлия Толкачева приехала в Бобруйск учиться на юриста из агрогородка Сава Горецкого района. Мечтала о поступлении в Академию МВД, но не сложилось, признается она. Есть и преимущества у ее поступления после 11 класса в колледж: срок обучения короче, чем в вузе, чуть меньше двух лет, — и уже с 1 августа девятнадцатилетняя Юлия отправится по целевому направлению в УКСП «Совхоз «Долговский» Кличевского района. Для нее также ключевыми факторами при выборе предприятия стали предсказуемость и наличие жилья.

А вот Валерия Ковганова из Быхова, также будущий юрист, пока в легкой растерянности: заключившее с ней целевой договор предприятие уже закрыло вакансию, а это означает перераспределение. Финал истории пока открыт.

В итоге вновь возвращаемся к молодому преподавателю Софии Лавриненок. В чем, на ее взгляд, отличия нового поколения?

Для молодежи сейчас открыто множество возможностей, наверное, так и должно быть, — рассуждает она. — Эти люди — наше будущее, в их руках — тот мир, в котором мы будем жить. А те, кто старше, должны быть проводниками, но для этого нужно опираться на прошлое, опыт и мудрость.

Алена Яско, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна