RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Обслуживание населения: что думают о работе автолавок сельские жители

Сегодня Белкоопсоюз вместе с правительством прорабатывает вопрос закупки новых автолавок. При этом основные затраты должны лечь на потребкооперацию, помогут ей облисполкомы. Собранные на базе шасси МАЗ и с фургоном от «Купавы», это будут настоящие магазины на колесах.

Чтобы узнать, как обстоят дела на местах и что думают о работе автолавок сельские жители, мы решили побывать в одном из самых удаленных от столицы регионов - в Костюковичском районе Могилевской области. Это уже практически приграничье.

Пять автолавок Костюковичского райпо обслуживают более 100 населенных пунктов в двух районах. За полгода в автолавках реализовано 545 тыс. товаров, а за аналогичный период прошлого года - 515 тыс. Эта работа не убыточная, но и о высокой рентабельности говорить не приходится, признался председатель правления Костюковичского райпо Игорь Сорока.

«Это все-таки вопрос социального характера. Мы должны нашему населению оказывать широкий спектр услуг. Сейчас в связи с тем, что население стареет, не каждый житель (особенно те, кому более 80 лет) имеет возможность дойти до магазина. А автолавка останавливается не в одном месте. Есть населенные пункты, где и пять, и шесть остановок. Можно подъехать практически к каждому дому», - заметил руководитель местного райпо.

Кроме того, сельчане у продавца автолавки или по телефону накануне ее приезда могут заказать дополнительную продукцию - от продовольствия до строительных товаров, а еще ознакомиться с закупочными ценами на излишки плодоовощной продукции и вторичное сырье, а затем передать их райпо.

И еще один важный момент. Торговля на селе - это не только про доставку товаров, ассортимент и продажи. Продавец автолавки зачастую становится не просто хорошим знакомым, а своим, родным человеком для жителей деревни. Так что работу потребкооперации на селе не заменят никакие предприниматели.

Убедились мы в этом, посетив несколько деревенек почти в четырехстах километрах от Минска.

«Вот раньше деревня была: приедешь - люди скупят товар, возьмут, что им нужно, садятся и вспоминают какие-то свои истории, могут и песни запеть. Возле автолавочек и столики раньше были. Красота была в деревне. А сейчас деревни уходят, люди потихоньку умирают. Я приезжаю в любую деревню: меня люди там ждут, ждут, как свои родственники», - рассказала продавец Костюковичского райпо Людмила Крисанова.

Она работает продавцом автолавки уже несколько десятков лет и, пожалуй, знает белорусскую деревню и ее жителей как никто другой.

«Я встречала на этой автолавке нашего Президента. Конечно, было очень стремно: все-таки Президент. Однако стремность эта прошла: было все хорошо, все замечательно. Мы встретились, поговорили. И когда я потом приезжала в свои деревни, люди говорили: «Вот это да!» Месяц говорили про это. Рады были, что нашу автолавку посетил Президент. Он назвал меня Люда. Свой человек! Во всех деревнях говорят: «Только наш Лукашенко, только наш Президент. Никто нам, кроме нашего Президента, не нужен. Никто!» - заявляет Людмила Крисанова.

А что говорят местные жители?

Александр Лукашенко неспроста подчеркивает: работа Белкоопсоюза - это не только экономические показатели, но и политический вопрос. Беларусь - государство, где абсолютным приоритетом является благополучие простого человека-труженика, поэтому руководство страны всячески поддерживало и будет поддерживать село.

«Именно в обслуживании жителей деревень и маленьких поселков заключается социальная роль потребительской кооперации. В том числе и по качеству вашей работы люди оценивают всю вертикаль власти. И эта народная оценка должна быть только положительной», - требует глава государства.

И, судя по отзывам обычных сельчан, потребкооперация с этой задачей справляется неплохо.

В деревне Горбачевка, что в Костюковичском районе, на постоянной основе проживают всего два человека. Валентина Савельевна купила здесь дом еще в 1997 году. «Людей было много, жили во всех домах и скот держали. Хорошая деревенька была, люди хорошие. А магазин был раньше на дому, как рассказывали. А при мне его уже не было. И автолавки не было», - вспоминает она.

Сейчас ей частенько помогают дети. Валентина Савельевна и сама порой выбирается в город, благо силы еще есть. Но без автолавки, по ее мнению, жизнь была бы тяжелее. «Ассортиментом довольны, все есть», - говорит жительница Горбачевки.

Напротив - дом Надежды Владимировны. Сама она родом из Украины, но уже давно живет в Беларуси. К своей деревеньке привыкла и любит ее.

«Я не хочу никуда в город. Я тут одна, все смеются, зайцем зовут: «Зайчик, как ты там в деревне?» 83 год… Привезут пенсию во двор, магазин приедет. Дороги чистят. Дай бог только мира, потому что это очень болезненный вопрос. Старики говорят: «Мы живем, пока есть Лукашенко, а тогда уже как бог даст», - отмечает сельчанка.

Ассортиментом автолавки она тоже довольна. До стационарного магазина в ближайшую деревню Надежда Владимировна уже боится идти: силы все-таки не те. Если бы автолавка не заезжала во двор, то пришлось бы за покупками отправлять соцработника. Конечно, это лишние неудобства.

«Лишь бы дал бог здоровья. Брать есть за что», - добавляет она.

К сожалению, не все населенные пункты могут похвастаться безупречными подъездными дорогами. Где-то их нужно подлатать, а где-то и вовсе заасфальтировать с нуля. Зимой не до всех дворов доезжает снегоуборочная техника. Проблемы решаются, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но магазины на колесах все равно стараются добраться до каждого сельчанина.

«За деревню головой отвечаете!» Зачем Александр Лукашенко сохранил Белкоопсоюз и справляется ли он со своими задачами

Оперативные и стратегические. Какие задачи стоят перед Белкоопсоюзом и как решаются

Могут ли автолавки в деревнях стать успешным бизнес-проектом? Вот что говорят в Белкоопсоюзе

В Беларуси разработали концепцию обслуживания сельского населения. Узнали подробности

По материалам БЕЛТА

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна