Сегодня Белкоопсоюз вместе с правительством прорабатывает вопрос закупки новых автолавок. При этом основные затраты должны лечь на потребкооперацию, помогут ей облисполкомы. Собранные на базе шасси МАЗ и с фургоном от «Купавы», это будут настоящие магазины на колесах.
Чтобы узнать, как обстоят дела на местах и что думают о работе автолавок сельские жители, мы решили побывать в одном из самых удаленных от столицы регионов - в Костюковичском районе Могилевской области. Это уже практически приграничье.
Пять автолавок Костюковичского райпо обслуживают более 100 населенных пунктов в двух районах. За полгода в автолавках реализовано 545 тыс. товаров, а за аналогичный период прошлого года - 515 тыс. Эта работа не убыточная, но и о высокой рентабельности говорить не приходится, признался председатель правления Костюковичского райпо Игорь Сорока.
«Это все-таки вопрос социального характера. Мы должны нашему населению оказывать широкий спектр услуг. Сейчас в связи с тем, что население стареет, не каждый житель (особенно те, кому более 80 лет) имеет возможность дойти до магазина. А автолавка останавливается не в одном месте. Есть населенные пункты, где и пять, и шесть остановок. Можно подъехать практически к каждому дому», - заметил руководитель местного райпо.
Кроме того, сельчане у продавца автолавки или по телефону накануне ее приезда могут заказать дополнительную продукцию - от продовольствия до строительных товаров, а еще ознакомиться с закупочными ценами на излишки плодоовощной продукции и вторичное сырье, а затем передать их райпо.
И еще один важный момент. Торговля на селе - это не только про доставку товаров, ассортимент и продажи. Продавец автолавки зачастую становится не просто хорошим знакомым, а своим, родным человеком для жителей деревни. Так что работу потребкооперации на селе не заменят никакие предприниматели.
Убедились мы в этом, посетив несколько деревенек почти в четырехстах километрах от Минска.
«Вот раньше деревня была: приедешь - люди скупят товар, возьмут, что им нужно, садятся и вспоминают какие-то свои истории, могут и песни запеть. Возле автолавочек и столики раньше были. Красота была в деревне. А сейчас деревни уходят, люди потихоньку умирают. Я приезжаю в любую деревню: меня люди там ждут, ждут, как свои родственники», - рассказала продавец Костюковичского райпо Людмила Крисанова.
Она работает продавцом автолавки уже несколько десятков лет и, пожалуй, знает белорусскую деревню и ее жителей как никто другой.
«Я встречала на этой автолавке нашего Президента. Конечно, было очень стремно: все-таки Президент. Однако стремность эта прошла: было все хорошо, все замечательно. Мы встретились, поговорили. И когда я потом приезжала в свои деревни, люди говорили: «Вот это да!» Месяц говорили про это. Рады были, что нашу автолавку посетил Президент. Он назвал меня Люда. Свой человек! Во всех деревнях говорят: «Только наш Лукашенко, только наш Президент. Никто нам, кроме нашего Президента, не нужен. Никто!» - заявляет Людмила Крисанова.
А что говорят местные жители?
Александр Лукашенко неспроста подчеркивает: работа Белкоопсоюза - это не только экономические показатели, но и политический вопрос. Беларусь - государство, где абсолютным приоритетом является благополучие простого человека-труженика, поэтому руководство страны всячески поддерживало и будет поддерживать село.
«Именно в обслуживании жителей деревень и маленьких поселков заключается социальная роль потребительской кооперации. В том числе и по качеству вашей работы люди оценивают всю вертикаль власти. И эта народная оценка должна быть только положительной», - требует глава государства.
И, судя по отзывам обычных сельчан, потребкооперация с этой задачей справляется неплохо.
В деревне Горбачевка, что в Костюковичском районе, на постоянной основе проживают всего два человека. Валентина Савельевна купила здесь дом еще в 1997 году. «Людей было много, жили во всех домах и скот держали. Хорошая деревенька была, люди хорошие. А магазин был раньше на дому, как рассказывали. А при мне его уже не было. И автолавки не было», - вспоминает она.
Сейчас ей частенько помогают дети. Валентина Савельевна и сама порой выбирается в город, благо силы еще есть. Но без автолавки, по ее мнению, жизнь была бы тяжелее. «Ассортиментом довольны, все есть», - говорит жительница Горбачевки.
Напротив - дом Надежды Владимировны. Сама она родом из Украины, но уже давно живет в Беларуси. К своей деревеньке привыкла и любит ее.
«Я не хочу никуда в город. Я тут одна, все смеются, зайцем зовут: «Зайчик, как ты там в деревне?» 83 год… Привезут пенсию во двор, магазин приедет. Дороги чистят. Дай бог только мира, потому что это очень болезненный вопрос. Старики говорят: «Мы живем, пока есть Лукашенко, а тогда уже как бог даст», - отмечает сельчанка.
Ассортиментом автолавки она тоже довольна. До стационарного магазина в ближайшую деревню Надежда Владимировна уже боится идти: силы все-таки не те. Если бы автолавка не заезжала во двор, то пришлось бы за покупками отправлять соцработника. Конечно, это лишние неудобства.
«Лишь бы дал бог здоровья. Брать есть за что», - добавляет она.
К сожалению, не все населенные пункты могут похвастаться безупречными подъездными дорогами. Где-то их нужно подлатать, а где-то и вовсе заасфальтировать с нуля. Зимой не до всех дворов доезжает снегоуборочная техника. Проблемы решаются, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но магазины на колесах все равно стараются добраться до каждого сельчанина.
Оперативные и стратегические. Какие задачи стоят перед Белкоопсоюзом и как решаются
Могут ли автолавки в деревнях стать успешным бизнес-проектом? Вот что говорят в Белкоопсоюзе
В Беларуси разработали концепцию обслуживания сельского населения. Узнали подробности
По материалам БЕЛТА
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
04.02.2025 - 09:29
Схемы для запоминания, ресурсный центр и видеоуроки — осиповичские школьники готовятся к РЦЭ
03.02.2025 - 09:05
Искусственный остров, кафе и мини-гостиница. В Жиличах приступили к реконструкции парка XIX века
30.01.2025 - 09:51
29.01.2025 - 13:36