По одежке узнают
Белорусская одежда — бренд, проверенный временем, который занимает крепкие позиции на внутреннем и зарубежных рынках. Каким был путь к признанию потребителя, выяснили на примере бобруйской фабрики «Славянка».
Скорость имеет значение
Держим путь на производство, где есть участок высоких технологий (да-да, с ними работают не только айтишники!). Здесь машины выполняют технологическую обработку швейных заготовок. По сути, заменяют швей на монотонной работе.
— Речь идет про детали, которые требуют особой точности: одинаковая строчка, частота стежки и так далее. Машины-полуавтоматы могут настрочить текстильные застежки, сделать вышивку, выстегивают различные узоры, — перечисляет начальник участка высоких технологий Петр Солодкий. — Раньше все эти операции выполнялись на простых швейных машинках, естественно, времени уходило куда больше.
Движемся дальше — в швейных цех № 4. Ирина Волкова работает здесь с 1990 года. Через нее проходил весь фабричный ассортимент последних десятилетий.
— Шила все, — с улыбкой разводит руками Ирина. — За каждой швеей закреплена швейная машинка, исходя из продукции самостоятельно настраиваем ее. Когда появился участок высоких технологий, стали отшивать все гораздо быстрее. Но параллельно этому и планы выросли. Есть ежедневная норма. Были такие модели курток и плащей, которых за смену отшивали по 160—180 штук. Если более сложная в изготовлении вещь (пальто с мехом, например), то 80 единиц будь добр сделай.
От телогреек к собственному бренду
Заместитель директора по качеству Галина Юрко трудится на фабрике с 1989 года. На ее глазах предприятие прошло через тяжелый кризис после распада СССР, перестроилось, освоило новые рынки и ассортимент. Кстати, «Славянкой» фабрика стала называться лишь в 1990-х, до этого ее знали как Бобруйскую швейную фабрику имени Ф. Э. Дзержинского. Она была основана в 1930 году объединением ремесленников, которые шили простую одежду для народа — ватники и телогрейки. В послевоенное время выполняли госзаказ — полевые костюмы для солдат.
— Каждое швейное предприятие в СССР отвечало за свой ассортимент, — поясняет Галина Юрко. — Нам было поручено отшивать одежду из плащевых тканей, так как с ними мы ранее имели дело. Тем, кто выпускал, к примеру, шинели, достался классический мужской костюм. Все распределили так, чтобы подходило оборудование.
Затем на фабрике стали шить куртки, пальто с утеплителем. Однако все еще свободы в выборе ассортимента не было. Модели для всех предприятий страны с учетом их специфики разрабатывал московский Дом моделей.
— Все должно было быть сделано строго в срок. Дальнейшей реализацией мы не занимались, — отмечает Галина Юрко.
После распада СССР предприятие, как и вся отрасль, осталось без централизованной логистики. Нужно было выживать самостоятельно.
— Мы сделали ставку на пошив на заказ. Работать стало сложнее, но мы не закрылись. Выжили за счет гибкости, потому что брались за любую работу. В 1992 году появился свой бренд «Славянка».
Значительно помогло то, что в начале 1990-х за счет средств Советского Союза на фабрике произошло техническое переоснащение, были закуплены японские швейные машинки, построен новый корпус, в котором расположились 3 швейных и раскройный цеха. Его более 20 лет возглавляет Лариса Сычева.
— За эти годы производство сильно поменялось, — говорит она. — Тогда был ручной труд. Это только считается, что промышленность легкая, на самом деле она очень тяжелая. Наш цех работает в две смены, чтобы обеспечить швей материалами и, соответственно, работой.
Морозы, дожди, жара — нипочем
Экспериментальный цех — мозг фабрики. Здесь разрабатываются и шьются опытные образцы, работают только высококвалифицированные специалисты, среди которых портная 8-го разряда Светлана Рудько. В этом году будет ровно 30 лет, как она трудится на фабрике. Начинала резервной швеей с 6-го цеха, в котором отшивались изделия их кожи.
— Резервная швея — человек, который может шить все, — объясняет мастерица. — Благодаря этому спустя время я перешла в экспериментальный цех на более высокий разряд.
В 1990-х бобруйская фабрика изготавливала одежду для западных брендов: Nike, Adidas, Pierre Cardin. Их представители приезжали в Бобруйск, проверяли оборудование, персонал.
— Многому научились у иностранных партнеров. У них были строгие требования к деталям, технологиям. Для нас это стало хорошей школой, — вспоминает Светлана Рудько. — Новые обработки, конструкции, материалы…
Сейчас фабрика ориентирована на рынок России и стран СНГ. Выполняются заказы на спецодежду для нефтяников, тех, кто работает на Крайнем Севере, в тяжелых климатических условиях.
Теплый подход
В прошлом году коллектив разработал инновационную продукцию — куртку с подогревом. Идею бобруйчане подсмотрели у китайцев, не скрывает Галина Юрко.
— Стали изучать, как монтировать нагревательный механизм, насколько это безопасно. Затем отшили пробную партию, прошли сертификацию. Все работает от USB, внутри три зоны подогрева с безопасными карбоновыми нагревателями, — рассказывают в экспериментальном цехе. — Всего 30 секунд — и человек уже в тепле. Согревать изделие может до пяти часов.
Увидев интерес потребителей к подобным товарам, стали расширять ассортимент.
— Сейчас наш жилет с подогревом испытывается в экспедиции на Крайнем Севере, — отмечает Галина Юрко. — Уверены, что вещи с нагревательными элементами будут востребованными в разных сферах. Есть ряд организаций, где люди вынуждены работать в холодных условиях: работники торговли, инспекторы ГАИ и так далее. Для них наша новинка придется как нельзя кстати.
КОГДА СТРАНА ЗОВЕТ
Фабрика умеет быстро переключаться на экстренные задачи. Во время пандемии коронавируса на «Славянке» оперативно наладили выпуск одноразовых масок, медицинских костюмов, бахил — по всем санитарным требованиям.
Недавно по поручению Президента здесь разработали линейку одежды для белорусской спортивной команды по ралли-рейдам Минского автомобильного завода «МАЗ-СПОРТавто». Куртки, дождевики, брюки и жилеты — все в фирменной черно-красной палитре.
МОДНЫЙ КЛАСС
В Советском Союзе школьницы ходили в коричневых платьях, а школьники — в синих костюмах. После того как Беларусь стала независимой, эта форма потеряла свою актуальность.
— В итоге дети стали ходить кто в чем мог, — вспоминает Галина Юрко. — Со временем ниша школьной формы вернулась на наш рынок, мы освоили и это направление.
Более семи лет фабрика работает с десятками учебных заведений по индивидуальным меркам. Трудоемко, но востребовано.
— Кто-то работает, продавая через торговую сеть, а мы, сотрудничая напрямую со школами, укорачиваем процесс реализации, — подчеркивают на предприятии. — Если что-то не подходит, без проблем перешиваем: такую работу не возьмется делать ни одна другая фабрика.
В последние годы школьная форма значительно изменилась. Ставка делается на комфорт.
— Дети должны быть сосредоточены на учебе, а не мучиться в тесных пиджаках. Поэтому много шьем из трикотажных полотен: бомберы, брюки на резинке, жилетки, сарафаны, юбки.
Александра Янкович, фото Александра Кулевского, СБ
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
16.05.2025 - 13:49
Делегация Могилевской области принимает участие в Китайской продовольственной выставке
15.05.2025 - 13:55
Как отечественная пищевая промышленность осваивает производство импортных аналогов
14.05.2025 - 10:36
Посевная кампания на Могилевщине близка к завершению. На подходе сезон кормозаготовок
13.05.2025 - 11:47
МНС Беларуси напоминает: 2 июня истекает срок уплаты подоходного налога