RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Промышленная перезагрузка, или Новая жизнь старого завода

Часть старейшего в Могилеве предприятия — завода «Строммашина» ушла с молотка. Теперь у нее новый собственник. Выясняли, что было, есть и будет у некогда флагмана своей отрасли.

Промышленная перезагрузка

Санировать нельзя продать

Судьба постановки запятой в этой фразе решалась довольно долго. Предприятие, созданное в далеком 1913 году, в свое время выпускало технологические линии для производства строительных материалов, горно-шахтное и нефтедобывающее оборудование, широкий спектр товаров народного потребления. Когда-то этот завод считался флагманом своей отрасли, его ставили в пример, предприятие посещали зарубежные делегации, а руководство награждали орденами. Да и в целом завод в свое время получил за трудовые заслуги орден Трудового Красного Знамени. Через проходную «Строммашины» прошли многие жители областного центра, как в песне из популярного советского кинофильма «Весна на Заречной улице»: «…Та заводская проходная, что в люди вывела меня…».

Промышленная перезагрузка

Как рассказал председатель экономического суда Могилевской области Сергей Ковалев, с учетом изменения конъюнктуры рынка в 2015 году «Строммашина» пыталась диверсифицировать производство, найти новые рынки сбыта, но эти попытки не увенчались успехом. На тот момент у предприятия была высокая кредиторская задолженность, неплатежеспособность, убыточность производства. Завод был признан банкротом, в отношении его началась процедура санации, то есть оздоровления. Санация предприятия продолжалась с 2015 по 2023 год. Но и это не помогло.

В марте 2023 года экономический суд открыл в отношении «Строммашины» ликвидационное производство. Возникли вопросы: что будет с коллективом предприятия, конструкторско-инженерной школой завода?

Промышленная перезагрузка

— Выход из сложившейся ситуации был найден. Заинтересованные государственные органы обратились к Президенту Республики Беларусь с предложением условно разделить территорию завода с цехами и технологическим оборудованием на две части, одну из которых продать ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», а другую выставить на продажу с аукциона, причем единым лотом с обязательным условием изменения функционального назначения зданий и сооружений в целях выполнения Генерального плана развития города Могилева. Глава государства с таким предложением согласился, — поделился подробностями Сергей Ковалев. — Таким образом, около 17 га, которые раньше занимали цеха и административные корпуса предприятия, отошли ОАО «БЕЛАЗ» для могилевского филиала. При этом жодинский автозавод взял на себя определенные обязательства. Во-первых, организовать на приобретенных площадях производство кузовов карьерных самосвалов и иных видов продукции. Но главным условием сделки было сохранение трудового коллектива «Строммашины» с выплатой работникам заработной платы.

И эти условия были выполнены. Сейчас в филиале БЕЛАЗа трудятся 540 человек из 740 работников «Строммашины» (200 человек по разным причинам не захотели перейти в филиал). Они получают зарплату, причем выше, чем до этого на заводе. Филиал изготавливает кузова для карьерных самосвалов, а также различные комплектующие, которые идут на сборочный конвейер.

Промышленная перезагрузка

— Если бы было принято решение дробить «Строммашину» на более мелкие части и продавать, то, поверьте моему опыту, нашлось бы немало так называемых неэффективных инвесторов, которые захотели бы получить лакомый кусок в центре города и обустроить его по своему желанию. Тогда бы в Могилеве появился «Шанхай», — объяснил Сергей Ковалев. — А так — сохранили коллектив, погасили задолженности по зарплате перед Фондом соцзащиты. Кроме того, мне известно, что в планах БЕЛАЗа — возродить бренд «Строммашины». И еще. Чтобы не прерывать традиции предприятия, его историю, совместно с кредиторами было принято решение сохранить музей «Строммашины». Уже определено и место для него.

Что касается второго лота, а это корпуса цехов и административных зданий «Строммашины», которые не вошли в перечень имущества, проданного ОАО «БЕЛАЗ», то его первоначальная оценочная стоимость составляла более 26,7 млн рублей. Он был продан с третьего раза — на торгах, которые проходили со скидкой 80% относительно начальной суммы, за 5,7 млн рублей. Территории завода купило ООО «Тведас». Новый владелец, согласно информации Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрирован в Могилеве в 2023 году. Компания занимается «сдачей внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества». От комментариев, что может быть построено на приобретенном участке, собственник отказался.

Ваши предложения, господа!

Возможными вариантами того, что может появиться на участке нового собственника бывшей территории старого завода, поделился начальник управления архитектуры и градостроительства Могилевского горисполкома Дмитрий Бабкунов.

Промышленная перезагрузка

— В соответствии с регламентами Генерального плана развития Могилева, проектом детальной планировки центральной части города, промышленная зона в границах улиц Первомайской — Тимирязевской — Ленинской формирует архитектурный облик застройки улиц общегородского значения и занимает ценную в архитектурно-планировочном отношении территорию центра города. Также регламентами Генерального плана и ПДП предусмотрено изменение функционального зонирования рассматриваемой территории. Промышленная территория изменяется на общественную застройку общегородского значения с возможностью размещения жилой застройки и транспортных сооружений.

Проще говоря, здесь могут появиться различные объекты торговли, общепита, спорта, отдыха и т.д. Может быть, это будет полифункциональное пространство. Но что конкретно, станет известно по результатам архитектурного конкурса, который пройдет с соблюдением интересов собственника. В нем со своими предложениями по застройке примут участие проектные, архитектурные, градостроительные организации. Архитектурно-градостроительная деятельность на этой территории будет вестись по специальному проекту реконструкции и в соответствии с Генеральным планом развития Могилева.

Сергей Карпеков, vestnikmogileva.by, фото автора и с сайта Могилевского облисполкома

P.S. Тем временем на торги выставлено движимое имущество «Строммашины». Вырученные от продажи лотов средства пойдут на погашение долгов перед кредиторами. Таким образом, более чем вековая история предприятия продолжается, завод в Лету не канул.

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна