RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Разрабатывая и сертифицируя новые виды продукции, осиповичские вагоностроители обеспечивают себе рынок сбыта

Качество — в локомотиве

Осиповичский завод транспортного машиностроения работает круглосуточно в четыре смены, контракты расписаны на 2024‑й железно. В прошлом году на работу приняли 180 человек — предприятие вступает в новый инвестиционный цикл.

— Объемы контейнерных перевозок железнодорожных грузов растут, ощущается нехватка мощностей. Транзитное сообщение Китай — Европа все больше востребовано. Транспортно-логистические компании ускоренно расширяют парк крупнотоннажных контейнеров, а у нас уже есть первые образцы, — рассказывает начальник конструкторского бюро Мария Хальцева (на снимке).

Если делать, то хорошо

Рынок сегодня голодный — выбирает полностью любой подвижной состав. И у конструкторского бюро уже целый задачник: освоить выпуск импортозамещающих вагонов-цистерн и контейнеров. Сейчас приобретается дополнительное оборудование, часть приспособлений и стендов для выпуска новой продукции завод конструирует собственными силами.

Мария Хальцева поясняет, что пополнение модельного ряда на пару единиц в год на заводе — высший пилотаж:

— Ведь от идеи до изготовления опытного образца, испытаний, сертификации, скажем, вагона-цистерны уходит много времени.

Только когда своими глазами видишь, как укрощают сталь при создании вагона-цистерны, понимаешь, почему так важны точные расчеты, высококвалифицированные рабочие и оборудование последнего поколения. Листы металла вальцуют, то есть скручивают в кольца — обечайки, из них собирают цилиндр, а с двух сторон приваривают днища. Сварных швов снаружи и внутри — целая паутина. Насколько важно качество сварки, легко понять даже непрофессионалу, представив, что эта цистерна в огромном составе повезет по железной дороге, к примеру, нефтепродукты, — вопрос надежности и безопасности выходит на первый план.

Оператор Вячеслав Кравченко управляет сварочным роботом с экрана монитора. Зрелище захватывающее — искры и голубое свечение от сварки в огромном цилиндре напоминают космический корабль.

— Робот варит, а решения принимаю я, — рассказывает Вячеслав, называя свою работу ювелирной. — Перед сваркой оператор подгоняет массивные детали, чтобы не было смещений и зазоров. Каждый миллиметр сварного шва за мной проверит дефектоскопист с помощью ультразвукового контроля — как у пациентов в больницах. После будут гидроиспытания и еще масса экзаменов на соответствие качеству.

Контроль и еще раз контроль

В огромном цехе рельсы повсюду, под ногами и под потолком — по ним многотонные изделия перемещаются по этапам обработки. Чтобы рабочие могли подменить друг друга в любой точке производственного маршрута, универсалы приветствуются: без отрыва от производства помогут освоить любую профессию. Василий Герасимович — стропальщик, машинист крана, резчик на пилах, ножовках и станках, оператор окрасочно-сушильной линии и агрегата. Рассказывает:

— У нас сейчас многие возвращаются из числа тех, кто когда-то уехал на заработки. Люди видят, что пошли заказы. В прошлом году 180 человек приняли на завод. Зарплата выросла почти в полтора раза.

Инженер-технолог Сергей Минов проводит экскурсию по цеху и демонстрирует многоступенчатую систему контроля качества в процессе производства:

— Начинается с самоконтроля на каждом рабочем месте. Обратите внимание на лозунг в цехе: «Профессионализм — это делать хорошо, даже когда никто не смотрит». Вторая ступень контроля — мастер, следом вердикт выносят специалисты отдела технического контроля. На каждый вагон составляется персональный паспорт, в который вносят сведения о тех, кто участвовал в его производстве.

Компетенции не утрачены

Вагоностроительная отрасль в отечественном машиностроении молодая. Решение о создании в Беларуси собственного вагоностроения было принято ­­Президентом в 2007 году. И сегодня в Могилевской области уже два предприятия — в Осиповичах и областном центре. Кадровый инженерный ресурс, выгодное географическое положение, наращивание экспортного потенциала и расширение услуг по перевозке грузов — все эти стратегические расчеты оправдались.

Запросы рынка в вагоностроении меняются, как в модной индустрии: еще пару лет назад спросом пользовались длиннобазные платформы, в 2023 году в тренде были вагоны-цистерны.

— Оперативно поставить на новые рельсы, перезагрузить такое производство возможно только при условии, если на каждом рабочем месте — высококвалифицированный специалист, — убежден главный инженер Николай Гулей. — Цистерна более трудоемка, чем платформа, которую мы изготавливали ранее. Но нужно, как говорится, набить руку: начинали с 30 единиц в месяц, поставили планку утроить объемы. Создавая и сертифицируя новую технику сейчас, мы обеспечиваем себе рынок сбыта на пять лет вперед.

Осиповичский завод — резидент СЭЗ «Могилев», на предприятии функционирует свободная таможенная зона, что дает ряд преференций при импорте сырья, материалов и комплектующих. В прошлом году завод полностью реализовал свой бизнес-план и заявил о новом инвестиционном цикле.

Директор Осиповичского завода транспортного машиностроения Мирза Чолоян отмечает, что востребованность в их продукции на рынке такова, что производству необходимо набирать обороты:

— Наше кредо — качество. Как подчеркивал Глава государства, только качеством мы можем завоевать свою нишу на рынке. 90 процентов продукции экспортируем в Россию, остальное идет на внутренний рынок. Российские контрагенты охотно с нами сотрудничают, понимают, что мы стабильные партнеры.

Елена Кукшинская, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна