RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Сергей Лукьянов из Черикова украшает район коваными изделиями и выкупил пустующее на селе помещение под будущую кузню

Сергей Лукьянов к 34 годам успел сменить несколько профессий. Работал трактористом, водителем, строителем, а однажды решил, что душа у него лежит к сварке. И пошел учиться на сварщика. Кружевные цветочницы, ажурные велопарковки, скамейки с изящными изогнутыми ножками и врезанными в спинки коваными сердцами, остановка-зонт, ставшая визитной карточкой Черикова, — его творения. С той поры, как Сергей рискнул — открыл свое дело и оформил ИП, любимое хобби приносит ему неплохой доход. Ведь заказы поступают не только из Чериковского района, но также из Славгородского, Климовичского, Кричевского, даже Могилева.

Молодого предпринимателя застали в кузне, которая временно разместилась во дворе его частного дома на улице Ленинской. Наковальня, болгарки, кувалды, клещи, струбцины — специальные зажимы для железяк, несколько станков для ковки… Станки, кстати, Сергей брал бэушные, сам их усовершенствовал и теперь под открытым небом ваяет скамейки, мангалы, ворота, беседки и прочую красоту. Брызги огня, удары молота — и вот на железном пруте появляется очаровательный завиток… Эскизы будущих изделий мастер продумывает сам. И ни одно из них не повторяется. С чего началась любовь к сварке?

— Кто-то с детства болеет футболом, а я — железом. Нравилось мне возиться с разными механизмами, особенно с моторами, что-то в них перепаивать, перелопачивать. Пацаном обожал мопеды и мотоциклы, не просто гонял на них, а восстанавливал «старичков». Самым древним был МТ с коляской 1963 года. Я ему вторую жизнь подарил, а потом продал. Поскольку любил технику, учиться пошел на тракториста, успел поработать в хозяйстве. Как-то шла уборка зерновых, и меня попросили посмотреть один из комбайнов, который выдохся прямо в поле. Оказалось, там сорвало резьбу болта крепления шкива к коленвалу, нужна была сварка. А сварщик колхозный в то время за десяток километров другую технику чинил. Пришлось самому взяться за дело. Когда специалист вернулся, то похвалил: дескать, правильно установил причину поломки, грамотно ее ликвидировал. Я и загорелся — надо идти учиться на сварщика.

Лукьянов учился на сварщика по вечерам — мотался из Черикова на занятия в Климовичский аграрный колледж. А работал к этому времени уже в Чериковском жилкоммунхозе:

— Был задействован на строительных работах: утеплял фасады домов, штукатурил. Но хотелось творчества, тогда и родилась идея — украсить город и район изделиями из металла. Когда начался капремонт общежитий в агрогородке Веремейки, с коллегами решили не просто их обновить — сделали красивые козырьки, установили над подъездами. Еще одна коллективная работа, которая стала визитной карточкой Черикова, — яркая остановка-зонт в центре.

Теперь на фоне зонтика высотой около трех метров не только местные делают селфи, но и туристы. Еще один зонт-скамейку Сергей смастерил, уже когда открыл свое дело. Уточняет:

— Задумал сделать скамейку с элементами ковки, а, чтобы было уютнее, рядом установил фонарь. Эскиз придумал, но как закрепить над сиденьем «парасон», чтобы было мило и при этом был задействован столб, не мог сообразить. Подсказала семилетняя дочь Диана. Однажды, когда корпел над рисунком, она уселась ко мне на колени, протянула ладошки, которые и стали той самой недостающей деталью. Обвел детские ручки на металле мелом, потом вырезал плазморезом заготовку, приварил ее к фонарному столбу, а к ней — зонтик. Вышло красиво и необычно.

Красивых и необычных изделий с той поры Лукьянов сделал немало. И для родного района, и для соседних. Заказы ему дают как предприятия, так и простые обыватели. Если первые чаще всего просят сделать кованые скамейки и козырьки, то вторые — ворота, калитки, мангалы, приспособления для камина. К кузнечному делу Сергей приобщил и сына. 12-летний Денис, правда, к горячей сварке не допускается (Лукьянов-старший работает с холодной и горячей сваркой), зато «ювелирку» делает шикарную. Например, кованые розы.

Сергей признается:

— Конечно, начинать свое дело с нуля было страшновато. Ни опыта, ни оборудования. Но рискнул. Даже субсидию не брал. Не поверите, первые металлические изделия с гнутыми ножками делал без всяких специальных станков и приспособлений. Просто вкопал во дворе дома железную трубу и вручную гнул о нее металл, как лошадь, ходя по кругу… С той поры изменилось многое, у меня есть станки, специальные приспособления. Работа непростая, требует усидчивости, терпения. На покупку расходных материалов, краски, тех же кузнечных прилад, транспортные расходы много денег уходит. Но дело стоящее. Планирую расширяться. Как-то попросили меня сделать лавку из дуба с элементами ковки. Выяснилось, что купить дуб не проблема, а вот «распустить» ствол на доски на пилорамах отказывались. Пришлось приобрести бэушную мини-пилораму. Зато теперь мастерю не только кованые изделия, но и деревянные беседки, полки, заборы с элементами ковки.

А еще Сергей Лукьянов собирается организовать кузню. Уже выкупил под нее с аукциона за 1 базовую величину заброшенное здание в деревне Богдановка. В нем, трехэтажном, площадью около 700 «квадратов» когда-то размещался один из корпусов детского лагеря. Правда, здание придется переоборудовать, отремонтировать, полностью поменять проводку, зато вырастут и объемы работ. А работой Сергей Владимирович планирует обеспечить еще как минимум шесть земляков — кого-то наймет в подмастерья в кузню, кого-то задействует на деревообработке…

КОМПЕТЕНТНО

Заместитель председателя Чериковского райисполкома Елена Слепцова:

— Когда-то наша здравница в Богдановке славилась на всю страну. Размещался тут специализированный санаторный пионерский лагерь «Сож» республиканского значения, который работал круглый год. Ребят оздоравливали, учили. Взять путевку сюда было непросто — место чудесное, рядом скважина с целебной водой. После катастрофы на ЧАЭС лагерь закрыли, несколько лет здания пустовали, но спустя годы их понемногу стали выкупать. Вот и Лукьянов оборудует одно из строений под кузню. Правда, тогда он уже будет не ИП, а ЧУП, снабдит несколько земляков рабочими местами. Всего в районе 68 субъектов малого предпринимательства и 216 индивидуальных предпринимателей. В основном предпринимательство сконцентрировано в сфере промышленности, торговли и общепита, сельском и лесном хозяйстве, строительстве и транспортной деятельности. В нынешнем году субъектами малого бизнеса создано 19 новых рабочих мест, реализовано 2 инвестпроекта в сфере деревообработки. 

Ольга Кисляк, фото – Андрей Сазонов, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна