RU BY EN 中文
Twitter Instagram

В троллейбусах Могилева теперь можно оплатить проезд банковской картой

С сегодняшнего дня во всех троллейбусах Могилева доступна оплата проезда банковской картой. Об этом на пресс-конференции с представителями республиканских и региональных средств массовой информации рассказал заместитель председателя облисполкома Геннадий Денгалёв. Участие во встрече также приняли генеральный директор ОАО «Могилевоблавтотранс» Дмитрий Зубринович, директор Региональной дирекции № 600 по Могилевской области ОАО «Сбер Банк» Сергей Захвицевич, директор Могилевского филиала «Троллейбусный парк № 1» ОАО «Могилевоблавтотранс» Сергей Монастыренко.

Достаточно карты или смартфона

Предварительный пилотный проект, внедренный в прошлом году на автобусном маршруте №12 показал, что горожане и гости областного центра быстро оценили удобство, высокое качество обслуживания и простоту сервиса. Порядка 16% пассажиров воспользовались возможностью оплаты проезда картой – это, со слов специалистов, высокий показатель. Поэтому весь подвижной состав троллейбусного парка в Могилеве был оснащен цифровыми валидаторами и с 7 февраля новый способ оплаты стал доступен для граждан. Теперь оплатить проезд можно бесконтактной банковской карточкой любого белорусского банка платежных систем Белкарт, Visa и Mastercard. Поддерживается возможность оплаты смартфоном через приложение Белкарт Pay.

Как рассказал Геннадий Денгалёв, такой способ оплаты не новшество – с ним знакомы жители и гости столичного метро и пригородных поездов. Однако в реализации проекта в областном центре были свои особенности: «В нашем случае требовалась масштабная установка валидаторов на подвижном составе, поэтому подготовительная работа была чуть сложнее, однако результат того стоит, как мы уже успели оценить во время пилотного проекта», – обозначил он.

При этом заместитель председателя облисполкома подчеркнул, что это избавляет пассажира от заблаговременного поиска и приобретения бумажного билета, его последующего компостирования. А также решается проблема с отсутствием наличных при необходимости покупки проездного талона непосредственно в салоне транспортного средства. Достаточно при входе приложить к валидатору карту, которая сегодня есть практически у каждого.

«То есть любой человек, приезжающий к нам в город, без проблем становится пассажиром городского общественного транспорта. Главное, чтобы у него в руках был банковский инструмент в виде платежной карты», – пояснил он.

Геннадий Денгалёв также обратил внимание на то, чем новый способ оплаты отличается от уже существующего с помощью QR-кода через системы «Оплати» и приложение M-Belarusbank: «Главное, что при оплате картой не нужно дополнительных действий. Оплата бесконтактной банковской карточкой в транспорте происходит так же привычно, как покупка товаров на кассе в магазине. При этом не требуется сканировать QR-код, устанавливать какое-либо приложение в смартфон и привязывать к нему карточку. Бесконтактная банковская карточка всегда с собой, и ее не требуется отдельно приобретать и пополнять, как пластиковый электронный проездной».

Одна карта - один билет, «виртуальные» проездные - в перспективе

К слову, как рассказал Геннадий Денгалёв, в перспективе, по мере роста пассажиропотока, будет внедрена и возможность покупки «виртуальных» проездных: «Эта задача есть, мы ее понимаем, знаем, как ее реализовать. Расширение услуг будет происходить постепенно, по мере адаптирования граждан к новой системе оплаты проезда».

Так, к примеру, он рассказал о том, что пока с карты возможна только однократная оплата за поездку, то есть за несколько человек сразу оплатить не получится. Сейчас это сделано намеренно, чтобы человек ошибочно не оплатил дважды. Далее в систему будут вноситься изменения. Также этот способ позволит анализировать направления и объем пассажиропотоков и в зависимости от этого регулировать количество транспорта на каждом конкретном маршруте. В связи с этим в системе предусмотрен и учет льготных категорий пассажиров, самая массовая из которых – учащиеся. Поэтому в настоящий момент банками разрабатывается предложение по мультифункциональной карте для юных пассажиров. Которая позволит пользоваться как льготой при проезде, так и возможностью оплаты в летний период, когда льгота не действует, более того – карта сможет выполнять функцию школьного пропуска и т.д.

Следующие на очереди - автобусы

Как поделился планами Геннадий Денгалёв, в течение этого года планируется установить валидаторы во всех автобусах Могилева, а потом и Бобруйска. Далее этот опыт распространится на остальные райцентры. В планах на будущее также – внедрение этой системы в маршрутных такси.

Подтвердил его слова и Дмитрий Зубринович, отметив, что работа в этом направлении уже идет: «Второй этап после троллейбусов – оборудовать валидаторами порядка 210 единиц городских автобусов Могилева, следующий на очереди – Бобруйск, где предстоит оснастить порядка 150 единиц автобусов и троллейбусов. Затем – остальные райцентры по области. Думаю, в следующем году мы должны завершить этот процесс».

Оплата и контроль

Фактическое списание средств с карточки, а также изменение на счете карточки пассажира будет происходить в on-line режиме. Бумажный чек не предусмотрен. Однако пассажиры, как подчеркнул Дмитрий Зубринович, могут не волноваться: «Контролеры будут обеспечены специальными мобильными устройствами, к которым достаточно будет приложить банковскую карту и на приборе отобразятся данные о том, что проезд оплачен».

Как отметил Дмитрий Зубринович, все больше людей используют электронный способ оплаты проезда: «Так, посредством оплаты через QR-код только за прошлый год в Могилевской области было произведено более 2 млн транзакций».

Вместе с тем, как обозначил гендиректор Могилевоблавтотранса, в ближайшее время для пассажиров будут сохраняться все способы оплаты проезда. Останется в последующем и альтернативная возможность покупки билета у водителя за наличные для тех, у кого не окажется с собой банковской карты.

«Что касается занятости кондукторов – повода для беспокойства нет. В первое время они продолжат выполнять свои обязанности – обилечивать пассажиров и реализовывать проездные. А также выполнять контроль оплаты. Тем более, что контроль будет усилен. Впоследствии часть из них при желании сможет перейти в контролеры, а также на другие вакансии в автобусном и троллейбусном парках. Ни один человек на улице не останется», – пообещал Дмитрий Зубринович.

Безопасность платежей

Пояснения по новой системе оплаты дали и представители банка, заверив, что платежи абсолютно безопасны и система защищена от внешних вмешательств мошенников: «Доступ мошенникам к карте при таком способе оплаты закрыт. Все абсолютно безопасно, – подчеркнул Сергей Захвицевич. – Такая же система, как при расчете в сфере торговли и услуг. Соответственно, все транзакции идут через банк, банк их контролирует и дальше зачисляет денежные средства непосредственно предприятию-перевозчику на его расчетные счета».

Как рассказал спикер, стоимость проезда будет отражена на цифровых экранах новых валидаторов и равна стоимости привычного бумажного талона – 80 копеек. Для оплаты требуется поднести бесконтактную банковскую карточку или смартфон к валидатору и подержать 1-2 секунды. Одиночный звуковой сигнал и сообщение на цифровом экране валидатора оповестит пассажира об успешной оплате. Если на карточке недостаточно средств для оплаты или она повреждена, то на экране валидатора появится сообщение «Отклонено» с описанием ошибки и причины отклонения оплаты.

Срок действия билета - до конечной

Как обратил внимание Сергей Монастыренко, оплата по карте действует в течение одного рейса. После приезда на конечную – данные в системе обнуляются. Также он рассказал, что на первом этапе было решено оборудовать именно троллейбусы, чтобы у пассажиров не возникало путаницы, на каких маршрутах городского общественного транспорта есть возможность оплаты картой. «На сегодня в каждом из 95 троллейбусов, работающих на маршрутах Могилева, установлено по четыре валидатора – по одному на передней и задней площадках, по два – на средней. Устройства расположены достаточно удобно для пассажиров – в зоне доступа от входов, чтобы не было необходимости дополнительно перемещаться по салону».

Цифровизация во благо

Внедрение данной системы, как подчеркнул в завершение пресс-конференции Геннадий Денгалёв, не только упростит вопрос оплаты проезда в городском общественном транспорте для пассажиров, но и принесет дополнительные плюсы: «Во-первых, сокращаются определенные затраты перевозчика. А сокращение затрат – это новое развитие нашего транспорта. Во-вторых, мы идем путем развития цифровизации и оптимизируем различные процессы, улучшая условия жизни для наших граждан».

Юлия Таранова, фото Галины Гаврилович

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна