RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Выпускники детских школ ремесел Могилевской области возвращаются в роли преподавателей

Тепло молочного горлача

На занятие по керамике воспитанники Быховской детской школы художественных ремесел и искусств бегут сразу после уроков, чтобы успеть первыми сесть за гончарный круг. Преподаватель Дмитрий Терешко сам выпускник этой школы. Он хорошо знает, как детский восторг от магии рождения шедевра из обычного куска глины может стать делом жизни:

— Когда-то и я, обучаясь в Могилевском государственном колледже искусств, впервые увидел, как мой преподаватель укрощает глину. Там я и выбрал для себя керамику. А еще будущую жену. Вероника была на два курса младше, потом вслед за мной поступила в Витебский государственный университет имени Машерова. У нее, кстати, красный диплом.

Вероника в это время ведет занятия с детьми в соседнем классе. Так как она пришла работать в детскую школу искусств вслед за супругом двумя годами позже, сами собой распределились их педагогические задачи. Вероника Сергеевна вводит в мир творчества первоклашек, обучает их азам, а Дмитрий Александрович уже готовит ребят постарше к поступлению в вуз.

В школах ремесел Могилевской области работают почти 500 мастеров. Специальное профессиональное образование для преподавателей необязательно, главное — талант. В Быховской детской школе художественных ремесел и искусств половина преподавателей — ее выпускники: получили высшее образование и вернулись, чтобы возрождать забытые ремесла и передавать мастерство в руки новому поколению.

В этой школе ремесел настоящее царство соломенных пауков. Благодаря стараниям быховских мастеров возрожденная традиционная технология изготовления этих оберегов внесена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Молодые мастера-супруги привезли с собой новое ремесло, до них в школе керамику не преподавали. И конечно, у творческого тандема есть мечта — создать и сделать известным еще и глиняный бренд быховской земли.

— К примеру, эти жбаны с незамысловатым орнаментом, выполненным расческой, мы подсмотрели в нашем музее, — Дмитрий рассказывает о том, как рождается почерк мастера. — Изучаем керамику нашего края по археологическим раскопкам. Одна из наших фишек — молочный обжиг, один из самых древних способов обработки глиняных изделий. При молочении используются не красители и глазурь, а только натуральное молоко, поэтому молоченая посуда считается экологичной. Визуально эффект такой, что многие принимают эти изделия за деревянные. Кстати, очень вкусный чай получается в таком заварнике, так как молоченая глина отлично сохраняет ароматы трав.

Из соседнего кабинета, где урок ведет Вероника Сергеевна, раздается необычное звучание погремушек. Дети с удовольствием изучают белорусский народный инструмент — глиняные бразготки.

— Такой звук рождают керамические шарики внутри погремушек, — молодой педагог рассказывает детворе, в какие необычные игрушки играли их далекие предки. — А вот моя купальская лялька из глины, она заняла первое место на конкурсе фестиваля «Александрия собирает друзей». В ее веночке, который она держит в руках, зажигается свеча, и, когда стемнело, кукла излучала магию купальской ночи. Дмитрий еще и ремесленник, у него мастерская в гараже. Я очень люблю декор, и иногда мы создаем общую работу: он делает форму, я наношу последние штрихи в деталях. Меня вдохновляет все, особенно работа с детьми. Бывает, приходишь домой на пике вдохновения — и снова берешь в руки глину!

Трудно передать словами, что такого в этих горлачах, керамических игрушках, что их так хочется взять в руки, чтобы почувствовать какое-то особое тепло. Будто ты всегда знал, какие они на ощупь, какое вкусное парное молоко бывает из такой кружки, как завораживающе звучит свистулька в виде птички. Наверное, это и называют генетической памятью. И в то же время старинное ремесло очень органично вписывается в современные тренды. Брутальный сувенирный трактор «Беларус» или пожарная машина, которые Дмитрий лепил по чертежам и фотографиям оригиналов, вызывает интерес не только у мальчишек, но и у взрослых мужчин. А керамические копилки в стиле киберпанк в виде сейфов — хит продаж на ярмарках.

Новый проект в Год мира и созидания — «Сцежкамi роднай Быхаўшчыны». Каждый педагог в своей технике попытается передать любовь к малой родине: запечатлеть одну из достопримечательностей, которых на быховской земле огромное множество. Взять Барколабовский монастырь, история которого идет с XVI века. Член Союза народных мастеров Беларуси, преподаватель Анжелика Чернат храм монастыря хочет изобразить с помощью росписи по стеклу. Она единственная в области возрождает это направление в народном декоративно-прикладном искусстве. В Беларуси роспись по стеклу появилась в то же время, что и роспись сундуков и «дываноў» на ткани, нередко выполнялась одним и тем же мастером. Почти вся она относится к китчу — это одно из явлений массовой культуры. Кстати, единственный в Могилевской области мастер по росписи «дываноў», то есть народных ковров, Анастасия Шевцова тоже работает в быховской школе. Молодая мама, которая, будучи еще в декретном, совмещает уход за ребенком с любимой работой, окончила магистратуру Витебского государственного университета имени Машерова. Она приехала в Быхов, на свою малую родину, в один год с Дмитрием Терешко — выпускником того же вуза.

— Недавно я завела страничку в соцсетях, в которой на родной «мове» делюсь секретами забытого ремесла, — Анастасия Шевцова уверена, что мастер в современном информационном мире должен пиарить свое ремесло. — Число подписчиков растет, людям это очень интересно. Вы, наверное, и не видели никогда такие «дываны»: на обычном черном шерстяном полотне изображались яркие цветы да зверушки. А у наших предков такие недорогие украшения интерьера крестьянской избы считались хорошим подарком к свадьбе и даже оберегом. Кстати, одна из самых самобытных персон белорусской культуры и искусства — Язеп Дроздович — тоже расписывал такие ковры, а цена работы — ночевка в доме заказчика.

Молодая креативная команда педагогов Быховской детской школы художественных ремесел реализует проект за проектом по продвижению искусства в массы. В Год исторической памяти — «Талант рождается в семье»: на мастер-классы вместе с учениками приходили их родители, бабушки и дедушки. На образовательные курсы по керамике и гончарству для взрослых собирались пенсионеры, мамы в декретном, люди с ограниченными возможностями, соцработники, клубные работники и педагоги. Для кого-то из выпускников курсов ремесло стало увлечением, а для кого-то и дополнительным заработком. О творческих планах и заветной мечте мастера Дмитрий и Вероника Терешко рассуждали, подхватывая слова друг друга. И сходились в самом главном: у каждого человека есть маленький уголок земли — его дом. В этом притяжении — вся его сила, ответы на все вопросы о смысле жизни и о своем предназначении.

Елена Кукшинская, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна