RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Могилевская таможня разъясняет: Решение таможенных органов о классификации товара – виды, основания, порядок принятия и применения

Статьей 15 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-3 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон) определено, что классификация товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза  (далее – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), осуществляется лицами, указанными в главе 3 Таможенного кодекса (далее – Кодекс) Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в случаях, установленных главой 3 Кодекса.

Статьей 20 Кодекса к таким лицам относятся декларант и иные лица, осуществляющие классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, а также таможенные органы в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании, исчислении таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в случаях, определенных данной статьей и иных случаях, предусмотренных главой 3 Кодекса.

Такие случаи в частности определены статьей 21 Кодекса. Так по заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - предварительные решения о классификации товаров) и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.

Таможенными органами принимаются решения о классификации товаров, как по заявлению заинтересованных лиц, так и, в определенных случаях, по самостоятельному решению таможенного органа в случаях определенных главой 3 Закона.

Так согласно статье 15 Закона при выявлении таможенным органом как до, так и после выпуска товара его неверной классификации при таможенном декларировании при наличии сведений о характеристиках товара, необходимых для его отнесения к одному десятизначному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, таможенный орган принимает решение о классификации товара в сроки, установленные для проведения таможенного контроля.

Решение о классификации товара имеет форму письма таможенного органа, либо является составной частью решения по акту таможенной проверки, либо является составной частью уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Сведения, которые должно содержать решение о классификации товара, также определены данной статьей Закона.

Статьей 16 Закона определено, что таможенными органами принимаются решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (далее – товары в несобранном или разобранном виде), указанные решения принимаются по форме, в порядке и сроки, которые устанавливаются в соответствии со статьями 17 и 18 Закона.

В качестве юридической основы данной возможности выступает в первую очередь Основное правило интерпретации ) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, согласно которому любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, также такая ссылка должна рассматриваться как на комплектный или завершенный товар (в том числе и классифицируемый в определенной товарной позиции как комплектный или завершенный в соответствии с данным правилом), представленный в несобранном или разобранном виде.

Но это не означает, что любой товар может быть ввезен таким образом. Перечень товаров, в отношении которых таможенными органами принимается указанное решение о классификации товаров в целях осуществления таможенного декларирования с особенностями, установленными статьей 117 Кодекса, определяется Евразийской Экономической Комиссией и законодательством государств-членов ЕАЭС в случаях, предусмотренных Евразийской Экономической Комиссией.

Такие товары определены Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 03.04.2018 № 45 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых таможенными органами принимаются решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде».

Здесь надо обратить внимание, что решения о классификации товаров, в несобранном или разобранном виде (далее - решение о классификации товара в несобранном или разобранном виде), применяются на территории государства-члена ЕАЭС, таможенные органы которого приняли такие решения.

Решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде, применяются также на территориях других государств-членов ЕАЭС при таможенном декларировании в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Статьей 16 Закона определено, что товар в несобранном или разобранном виде, ввезенный на таможенную территорию ЕАЭС в адрес одного получателя одним или несколькими транспортными средствами по одному транспортному (перевозочному) документу или счету-фактуре (инвойсу, счету-проформе), в соответствии с правилами классификации товаров классифицируется кодом товара в готовом виде.

Однако не является обязательным принятие решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде в случае, если отдельные компоненты товара ввезены на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь отдельными партиями в полном объеме, находятся на временном хранении или хранятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада. В отношении этих компонентов может быть подана одна декларация на товары, и они могут быть одновременно предъявлены таможенному органу.

В случае если у декларанта возникают сомнения в правильности классификации товара (в том числе и ввозимого в несобранном или разобранном виде), то декларантом может быть получено предварительное решение по классификации товара в порядке, определенном статьями 23-27 Кодекса.

Статьей 16 Закона также определено, что предварительные решения по классификации товаров принимается в течение шестидесяти календарных дней со дня регистрации таможенным органом заявления о принятии предварительного решения.

Решение об отзыве предварительного решения по классификации товаров в случае, установленном подпунктом 4 пункта 6 статьи 26 Кодекса, может приниматься таможенным органом, принявшим такое предварительное решение, и вступает в силу со дня принятия решения об отзыве.

В соответствии с Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.03.2019 N10 "О предварительных решениях" предварительные решения по классификации товаров принимаются Минской центральной таможней.

Статьей 23 Кодекса определено, что форма предварительного решения о классификации товара, порядок ее заполнения и внесения в такое предварительное решение о классификации товара изменений (дополнений) определяются Комиссией.

Данная норма реализована Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018г N 58 "Об утверждении формы предварительного решения о классификации товара, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в такое предварительное решение".

Предварительное решение о классификации товара действует в течение 3 лет со дня его принятия.

Однако полученное предварительные решения по классификации товаров само по себе не дает право на декларирование компонентов товара различными партиями в течении определенного времени единым кодом. Получение предварительного решения в большинстве случаев обусловлено сложностью классификации самого товара в целом. Имея предварительное решение по классификации товаров, но намереваясь осуществлять его декларирование в течении определенного времени различными партиями декларант, тем не менее, должен обратиться в таможенный орган за решением о классификации товара в несобранном или разобранном виде.

Для принятия решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде лицо, которое вправе выступать в Республике Беларусь в качестве декларанта такого товара, при его помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта, таможенного склада, свободной таможенной зоны, свободного склада, реэкспорта и реимпорта подает заявление в письменной форме в таможенный орган, которым будет производиться выпуск товара в соответствии с указанными таможенными процедурами.

Заявление о принятии решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде подается до помещения одной из партий такого товара под таможенную процедуру, за исключением таможенных процедур таможенного транзита и таможенного склада.

То есть при ввозе товара если поставки товара уже начались и часть товара ввезена на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь, но не помещалась под таможенные процедуры, кроме процедур таможенного транзита или таможенного склада (например размещена на складе временного хранения), то декларант еще вправе претендовать на получение решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде.

Решение о классификации товара в несобранном или разобранном виде принимается в течение тридцати календарных дней со дня регистрации заявления о принятии решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде.

В случае необходимости представления дополнительной информации в соответствии с пунктом 4 статьи 17 настоящего Закона течение срока принятия решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде приостанавливается со дня регистрации уведомления лица в письменной форме и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемую информацию.

По результатам рассмотрения, при соответствии всем требованиям, таможенным органом принимается решение о классификации товара.

Таможенный орган в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде или об отказе в принятии такого решения уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление о принятии решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде, о принятии такого решения или об отказе в его принятии и причинах отказа.

Необходимо акцентировать внимание на том, что декларация на товары в отношении последнего компонента товара в комплектном или завершенном виде, должна быть подана в срок установленный пунктом 8 Статьи 117 Кодекса.

То есть лицо, которое вправе выступать в Республике Беларусь в качестве декларанта такого товара в течении 2 лет со дня регистрации декларации на товары в отношении первого компонента ввозимого товара должно не только ввезти/вывезти, но и подать декларации на все его компоненты. Если же по объективной причине в указанный срок декларант не сможет осуществить все указанные действия, то данный срок может быть продлен таможенным органом.

По письменному мотивированному запросу декларанта указанный срок может быть продлен таможенным органом на время, необходимое для выпуска всех компонентов товара, но не более чем до трех лет с даты выпуска первой партии компонентов товара.

При прекращении действия или изменении решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде отдельные компоненты товара, указанные в перечне компонентов товара, предусмотренном подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 17 Закона, классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности по кодам, применимым к этим компонентам в соответствии с правилами классификации товаров.

Изменения (дополнения) в сведения, содержащиеся в декларации на товары в отношении компонентов товара, вносятся декларантом в порядке, установленном в соответствии со статьей 112 Кодекса, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного в соответствии с пунктом 8 Статьи 117 Кодекса, или уведомления декларанта о прекращении действия либо об изменении решения о классификации товаров, если действие решения о классификации товаров прекращается или такое решение изменяется по иным основаниям, чем истечение срока, установленного в соответствии с данным пунктом.

Это означает что в случае если декларантом в установленный срок не осуществлено декларирование всех компонентов товара, либо решение о классификации прекратило действие или изменено по иным причинам, влияющим на классификацию товара, то все компоненты товара подлежат классификации не единым кодом, а в предназначенные для каждого из них подсубпозиции Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

В данной ситуации возможно изменение как суммы подлежащих уплате таможенных платежей, так и мер нетарифного регулирования, применяемых к товару.

С учетом того что решение может быть получено еще до фактического перемещения товара у декларанта есть возможность существенно упростить последующий процесс декларирования и выпуска в заявленной процедуре компонентов товара при их ввозе или вывозе.

Государственный таможенный комитет принимает решения и дает разъяснения о классификации отдельных видов товаров.

Государственный таможенный комитет обеспечивает бесплатный свободный доступ заинтересованных лиц к информации о предварительных решениях о классификации товаров, решениях и разъяснениях о классификации отдельных видов товаров, принятых таможенными органами

Данная информация размещена на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь - www.customs.gov.by.

По материалам Могилёвской таможни