В 2024 г. в сфере контроля за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом комитетом проведено 2 плановые проверки организаций, имущество которых находится в собственности Могилевской области и Чаусского района, мониторинг 3 организаций, имущество которых находится в собственности Кличевского района, принято участие в 2 проводимых Комитетом государственного контроля Могилевской области внеплановых проверках организаций, имущество которых находится в республиканской собственности и собственности Осиповичского района.
Комитетом по фактам нарушения законодательства об аренде в 2024 году рассмотрено 4 сообщения о признаках административного правонарушения в отношении 4 организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, города Могилева и Кировского района, и их специалистов.
При осуществлении комитетом контрольной деятельности и рассмотрении сообщений о признаках административного правонарушения в 2024 году установлены следующие нарушения законодательства:
нарушения порядка проведения инвентаризации объектов основных средств, в результате чего установлено наличие не учтенных в бухгалтерском учете объектов недвижимости – 8 зданий и 21 сооружения, а также отсутствующих объектов – 2 сооружений;
нарушение порядка оформления результатов инвентаризации – инвентаризационные описи в проверяемом периоде не составлялись;
нарушения порядка формирования и актуализации сведений в государственном информационном ресурсе «Единый реестр имущества» (далее – Единый реестр имущества): о принятых к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объектах недвижимого имущества, о договорах аренды государственного недвижимого имущества, договоров найма жилых домов и изолированных жилых помещений государственного жилищного фонда и о фактическом состоянии государственного имущества;
нарушение порядка консервации государственного имущества – на момент обследования неправомерно использовалось законсервированное здание для складирования товарно-материальных ценностей, ремонта автомобилей и доступ посторонних лиц на объект не был ограничен;
нарушение законодательства об аренде и безвозмездном пользовании государственным имуществом (не приведены в соответствие с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2023 № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» договоры при сдаче в аренду (передаче в безвозмездное пользование) недвижимого имущества по назначению, отличному от назначения, указанного в документах регистра; без приказов руководителя произведена сдача в аренду (передача в безвозмездное пользование) недвижимого имущества; нарушение порядка информирования об объектах, предлагаемых для сдачи в аренду, – не представлена информация для включения в установленном порядке в единую базу данных о неиспользуемых и предлагаемых для сдачи в аренду объектах; факты сдачи в аренду (передачи в безвозмездное пользование) государственного недвижимого имущества без заключения в установленном порядке договоров аренды (безвозмездного пользования); факты неправомерного предоставления арендаторами физическим лицам в субаренду государственного недвижимого имущества (без договора аренды и без письменного согласования субаренды); нарушение порядка определения арендуемой (переданной в безвозмездное пользование) площади; нарушения порядка определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества: к базовой ставке необоснованно применялся понижающий коэффициент 0,1 и коэффициент местонахождения здания в неверном значении, арендная плата за март 2024 года и задолженность по арендной плате, уплачиваемые после 31.03.2024, определялись исходя из ставки БАВ не на день уплаты; расчет размера арендной платы за движимое имущество осуществлялся по формуле, предусмотренной для расчета за недвижимое имущество; не обеспечивалось возмещение ссудополучателями расходов за недвижимое имущество, переданное в безвозмездное пользование (амортизации, налога на недвижимость и земельного налога);
нарушение порядка перечисления в бюджет средств от сдачи в аренду государственного имущества: расчет этих средств осуществлялся от начисленной суммы арендной платы, а не от фактически полученной; факты неполного и (или) несвоевременного перечисления этих средств в бюджет; перечисление в бюджет средств от сдачи в аренду движимого имущества; непредставление в местный финансовый отдел сведений о наличии задолженности по перечислению средств в бюджет;
непринятие мер по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимого имущества;
необеспечение сохранности неиспользуемых объектов недвижимого имущества, что повлекло разрушение крыши и стен зданий, нахождение вокруг объектов строительного мусора;
несоответствие фактического состояния объектов недвижимого имущества данным технических паспортов;
непредставление органу управлению ведомственной отчетности «Отчет о выполнении условий продажи капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности» и др.
Также в 2024 году установлено 2 факта невыполнение предписания комитета, выданного проверяемому субъекту по результатам проверки.
В 2024 году комитетом по результатам анализа сведений об использовании государственного имущества в Едином реестре имущества и данных местных финансовых органов о перечислении средств в бюджет установлена 51 организация, несвоевременно перечислившая средства от сдачи в аренду, из них: в областной бюджет всего – 15, бюджеты 16 АТЕ – 36.
Данные факты стали возможными из-за недостаточного контроля за соблюдением законодательства со стороны руководителей проверяемых организаций и их органов управления.
Всего в 2024 г. и в истекшем периоде 2025 г. (по результатам проведенных проверок в 2024 г.) комитетом к административной ответственности по статьи 24.17 КоАП (нарушение законодательства об управлении и распоряжении государственного имущества) привлечено 6 юридических и 19 физических лиц (по состоянию на 17.02.2025). По сообщениям комитета привлечено: по статье 24.11 КоАП (непредставление документов, предусмотренных законодательными актами) 3 физических лица, по статье 24.1 КоАП (невыполнение выданных комитетом предписаний об устранении нарушений, установленных в ходе проверок, протоколы составлены специалистом комитета) – 2 физических лица, по статье 12.32 КоАП (нарушение порядка ведения бухгалтерского учета) – 2 физических лица.
К дисциплинарной ответственности в 2024 году за нарушения порядка вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества, непринятие мер по сносу непригодных к эксплуатации объектов привлечено 32 специалиста (руководителя), в том числе 4 – заместителя председателя райисполкомов; за несвоевременную актуализацию в Едином реестре имущества данных об использовании государственного имущества привлечено 17 специалистов 15 организаций; за необеспечение государственной регистрации объектов недвижимого имущества – 10 специалистов (руководителей); за нарушение законодательства при перечислении в бюджет средств от сдачи в аренду государственного имущества – 6 специалистов 4 организаций; за неприведение договоров аренды в соответствие с требованиями законодательства – специалист Славгородского райисполкома; за несоблюдение порядка консервации государственного имущества – специалист организации, имущество которой находится в собственности Могилевской области; за невыполнение предписания комитета – 2 специалиста проверяемого субъекта (руководитель привлечен к административной ответственности).
В целях профилактики правонарушений и оказания методической помощи комитетом в 2024 г. направлено 86 информационных (разъяснительных) писем, проведено 4 семинара и 1 круглый стол, на сайте Могилевского облисполкома размещено 3 статьи, с выездом на место методическая помощь в соответствующей сфере контроля оказана 14 субъектам.