Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования, республиканских органов государственного управления и отраслевых ведомств о наличии ряда проблемных вопросов, связанных с приемкой и реализацией товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, подготовлены вопросы-ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
1. Вопрос. Отсутствие единого справочника маркировки.
Ответ. Перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определен приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» (далее – постановление № 1030).
ГП «Центр систем идентификации» разработано бесплатное мобильное приложение «ePASS.MOBILe». Так, при сканировании GTIN товара, мобильным приложением «ePASS.MOBILe», субъекты хозяйствования получат информацию, содержащуюся в Банке данных электронных паспортов товаров, в том числе информацию об отнесении кода ТН ВЭД ЕАЭС отсканированного товара к перечню товаров подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
2. Вопрос. Отсутствие рекомендаций о процессе работы с товарами, в отношении которых будет осуществлен переход от маркировки унифицированными контрольными знаками к маркировке средствами идентификации и наличия двойных стандартов в маркировке товаров
Ответ. Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком 2 июля 2025 г. принято постановление № 367/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 367/19).
С учетом реализуемых мер по развитию системы маркировки, функциональных возможностей кассового оборудования, поэтапного перехода от маркировки товаров унифицированными контрольными знаками к маркировке средствами идентификации, постановлением
№ 367/19 с 1 июля 2025 года упраздняется необходимость:
по считыванию на кассовом оборудовании информации, содержащейся в унифицированных контрольных знаках, которыми в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса (масло растительное, кофе, чай, безалкогольные напитки и другие);
по ведению дифференцированного учета в отношении товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками;
по передаче информации о реализации таких товаров в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО).
Постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2025 г.
Таким образом, необходимость считывания унифицированных контрольных знаков при реализации в розничной торговле товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками отсутствует.
3. Вопрос. Наличие двойных стандартов маркировки (унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации) – товары для внутреннего рынка маркируются унифицированными контрольными знаками, для экспорта – средствами идентификации.
Ответ. В связи с переходом с 01.10.2025 от маркировки унифицированными контрольными знаками к маркировке средствами идентификации в отношении безалкогольных напитков, соков, мобильных телефонов, ноутбуков (планшетов) РУП «Издательство «Белбланкавыд» с 01.08.2025 будет обеспечена выдача средств идентификации для данных товаров. В этой связи с 01.08.2025 могут встречаться случаи, когда на товарах будут нанесены унифицированные контрольные знаки и средства идентификации. При этом до 01.10.2025 считывать с таких товаров ни унифицированный контрольный знак, ни средство идентификации не требуется, после 01.10.2025 необходимо считывать код маркировки.
Одновременно допускается наличие на одной единице товара, ввезенного с территории Российской Федерации, средства идентификации российского образца и унифицированного контрольного знака. Реализация такого товара законодательством в сфере маркировки и приема средств платежа не запрещена. В данном случае, когда осуществляется реализация товара, подлежащего в Республике Беларусь маркировке унифицированными контрольными знаками, маркированного одновременно унифицированным контрольным знаком и средством идентификации российского образца, фиксация факта реализации такого товара может не осуществляться.
Обязанность по считыванию и передаче в систему контроля кассового оборудования кода маркировки возлагается на продавца маркированного товара. Способы технической реализации обеспечения выполнения такой обязанности определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, например, путем проставления специального признака в учетной системе, с которой взаимодействует кассовое оборудование, что позволит информировать покупателей о необходимости сканирования средства идентификации в зависимости от принадлежности товаров к подлежащим маркировке средствам идентификации или унифицированным контрольным знакам, либо предусмотреть иные решения, позволяющие минимизировать риски неверного сканирования средства идентификации.
4. Вопрос. Отсутствие сайта для внесения сведений о кодах маркировки продавцом посредством API при возврате товаров.
Ответ. На сайте РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» по ссылке: https://info-center.by/upload/skko/Инструкция API.pdf размещено актуальное описание API-интерфейса «Инструкция по API» версии 3.0.
5. Вопрос. Отсутствие возможности аннулирования нескольких
платежных документов.
Ответ. С 1 июля 2025 г. вступили в силу требования подпункта 16) части первой пункта 10 Положения о требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам, утвержденного постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2022 № 29/99 (далее – Положение № 29/99), и подпункта 5) части первой пункта 10-1 Положения о требованиях к оператору программной кассовой системы, программной кассовой системе, программной кассе, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утвержденного постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 (далее – постановление № 10), предусматривающие возможность аннулирования на кассовом оборудовании только последнего платежного документа после печати (выдачи в электронном виде) этого платежного документа.
Данная мера реализована в целях обеспечения контроля за приемом средств платежа, в том числе недопущения сокрытия выручки, получаемой при реализации товаров, незаконного обналичивания денежных средств.
6. Вопрос. Необходимость доработки кассового оборудования для продажи маркированных штучно-весовых товаров.
Ответ. В соответствии с пунктом 64 Положения № 29/99 и в соответствии с пунктом 11-5 постановления № 10 кассовые суммирующие аппараты, программные касса, предназначенные для реализации товаров, подлежащих маркировке, должны обеспечивать при реализации товара, маркированного средством идентификации, считывание кода маркировки каждой единицы маркированного товара и передачу в систему контроля налоговых органов (СКНО) информации о продаже каждой единицы маркированного товара.
Таким образом, на кассовом оборудовании при продаже маркированной средствами идентификации продукции переменного веса в обязательном порядке считывается код маркировки каждой единицы маркированного товара, который нанесен производителем на товар, и осуществляется передача в СКНО информации о продаже каждой единицы маркированного товара. Соответственно, при проведении этих кассовых операций на кассовом оборудовании в платежном документе отражается продажа каждой единицы маркированного средством идентификации товара, не зависимо от веса товара.
Необходимую потребителю информацию о весе реализуемого товара возможно размещать в полях платежного документа «Иная необязательная информация» или «Наименование товара».
Справочно.
Данный подход выработан с учетом обсуждений, состоявшихся на площадке Министерства антимонопольного регулирования и торговли 11 и 14 апреля 2025 г.
Учитывая изложенное, доработка кассового оборудования для реализации штучно-весовых товаров, маркированных средствами идентификации, не требуется.
7. Вопрос. Размещение средств идентификации на товарах, препятствующих считыванию кодов маркировки, отклеивание средств идентификации при перепадах температур.
Ответ. МНС при очередной корректировке постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2021 № 17 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243» будут внесены уточнения в части необходимости размещения средств идентификации на товарах таким образом, чтобы при реализации товаров не препятствовать считыванию кода маркировки
кассовым оборудованием.
По информации, представленной Департаментом государственных знаков Министерства финансов, в рамках работы по повышению устойчивости средств идентификации к внешним воздействиям РУП «Издательство «Белбланкавыд» успешно протестировал клей-расплав, адаптированный для производства защищенного материального носителя. Данный клей по своим техническим характеристикам, физико-химическим свойствам обладает хорошей адгезией к широкому спектру поверхностей, пригоден для аппликации при минусовых температурах, может быть использован для глубокой заморозки, прошел комплексные лабораторные и производственные испытания, включая тесты на устойчивость к перепадам температур. Таким образом, в целях недопущения отклеивания средств идентификации от упаковки товаров, субъекты хозяйствования вправе использовать для маркировки продукции средства идентификации на защищенном материальном носителе.
Нанесение средств идентификации на товары с информацией, передаваемой в ГИС «Электронный знак», должны быть обеспечены на должном уровне непосредственно субъектами хозяйствования.