Рус Бел Eng 中文

Водителям: об изменениях и дополнениях в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

С 31 января текущего года вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), внесенные Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 №95-З.

Изменения и дополнения, в частности, коснулись и тех статей, с которыми ежедневно работают сотрудники Госавтоинспекции, санкции по ним действуют в отношении водителей и других участников дорожного движения, нарушающих ПДД. Обозначим основные моменты.

1. Изменения в подходах к оформлению дорожно-транспортных происшествий

После названия гл. 18 КоАП Республики Беларусь внесено дополнительное примечание: “Не является административным правонарушением нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение дорожно-транспортного происшествия, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в Государственную автомобильную инспекцию, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников Государственной автомобильной инспекции”.

Данное примечание означает, что если участники ДТП в установленном порядке приступили к заполнению (выразили намерения к заполнению) так называемого “европротокола” либо заполнили его, то в действиях виновного лица отсутствует состав административного правонарушения. ГАИ не начинает проведение проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, как на месте происшествия, так и при последующем обращении одного из участников ДТП с просьбой провести дополнительную проверку (за исключением случая, когда участник ДТП обратился впоследствии в медицинское учреждение по поводу получения телесных повреждений).

Кроме того, при ДТП, в которых имеются только механические повреждения транспортного средства либо повреждение имущества, отпадает необходимость получения заявления от потерпевшего о привлечении (не привлечении) к административной ответственности виновного лица. Ранее написание такого заявления было обязательным.

Административный процесс (с составлением протокола осмотра, схемы, протоколов опросов и иных документов) будет начат исключительно в том случае, если в результате ДТП потерпевшему будет причинен вред здоровью, относящийся к легкому телесному повреждению.

2. Изменения, касающиеся ведения административного процесса в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении)

В случае упрощенного ведения административного процесса (когда лицо признало себя виновным в совершении правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола) сотрудником ГАИ выносится постановление. До 31 января по вынесенным сотрудниками ГАИ постановлениям нарушители обязаны были уплатить штраф в течение 5 дней.           

Теперь, вместо ранее существующих постановлений-“пятидневок” вводятся новые, по которым наложенный штраф может быть уплачен на месте либо подлежит уплате в месячный срок с момента его вынесения посредством ЕРИП. При этом в случае неуплаты данные постановления не будут утрачивать свою законную силу. По истечении месячного срока, установленного для добровольной уплаты, постановление обращается к принудительному исполнению по известному месту работы правонарушителя либо в органы принудительного исполнения.

Кроме того, при неуплате штрафа в месячный срок (за исключением случаев отсрочки либо рассрочки исполнения постановления) размер штрафа, подлежащего взысканию, увеличивается автоматически на 2 базовые величины (ч.6 ст. 6.5 КоАП Республики Беларусь).

Новые бланки постановлений дополнены разделом, касающимся отсрочки либо рассрочки исполнения постановления о наложении штрафа. В соответствии со статьей 14.7 ПИКоАП Республики Беларусь, отсрочка либо рассрочка исполнения взыскания может устанавливаться от одного до шести месяцев.

3. Изменение подхода к изъятию водительских документов

Изменена ч. 2 ст. 8.9 ПИКоАП Республики Беларусь. Теперь, если за правонарушение не предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, талон к водительскому удостоверению не изымается. Если же санкции статьи КоАП предусматривают лишение права управления, у водителя изымается только водительское удостоверение (взамен выдается временное разрешение на право управления), которое, в случае принятия решения о лишении, хранится в ГАИ без талона к водительскому удостоверению, так как из частей 1 и 3 статьи 17.2 КоАП Республики Беларусь фраза “и талона к нему” также исключена.

4. Изменения отдельных статей главы 18 Особенной части КоАП Республики Беларусь, особенности ведения административного процесса по ним

Пересмотрены некоторые части указанной главы, внесены дополнения, скорректированы санкции. Вот некоторые из них.

Изменена ч.10 ст.18.14 КоАП Республики Беларусь. Ранее она звучала так: “Действия, предусмотренные частями 1–9 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки”; в новой редакции данная часть дополнена словами “либо совершенные лицом, не имеющим права управления транспортным средством”. Санкции за указанные правонарушения – штраф от 5 до 20 б.в. (от 122,5 до 490 рублей) с лишением права управления транспортными средствами сроком до двух лет или без лишения.

Также изменения внесены в статью 18.19 КоАП Республики Беларусь. Часть 2 данной статьи (управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) дополнена взысканием в виде административного ареста до 15 суток. Принятие решение по данному нарушению входит только в компетенцию Судов.

Статья 18.18 КоАП Республики Беларусь, предусматривавшая ответственность за управление транспортным средством лицом, не имевшим при себе документов, из КоАП исключена. Ответственность за данное правонарушение может наступать по части 5 статьи 18.22 КоАП Республики Беларусь. Однако, учитывая наличие в настоящее время возможностей проверки документов по базам данных в отношении лица, не имеющего при себе документов, сотрудники ГАИ могут ограничиться устным замечанием (за исключением случаев, когда данное правонарушение совершается умышленно).

 

Михаил Невмержицкий,

Начальник УГАИ УВД Могилевского облисполкома

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.