RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Поисковая разведка в Кличевских болотах

24 октября 2018 года поисковики клуба «Виккру» провели разведывательную поисковую экспедицию в болотистом лесу у д. Роги Кличевского района (решение Кличевского райисполкома от 10 июля 2018 г. № 35-1). По информации местного жителя Александра Заблоцкого и архивным сведениям о пропавших без вести в годы войны летчиках, установлено место падения советского бомбардировщика ИЛ-4. Выполняя боевое задание по бомбардировке ж/д станции Минск и аэродрома Мачулищи, самолет в ночь с 12 на 13 октября 1943 года вылетел с аэродрома Адуево Смоленской (ныне Калужской) области и пересек линию фронта. Пролетая над Кличевским районом в сторону Минска, его экипаж над д. Роги атаковали немецкие истребители. В завязавшемся бою наш горящий бомбардировщик взорвался и упал в болото в 500 м от деревни. Командир экипажа, штурман и воздушный стрелок успели выпрыгнуть с парашютами. Воздушный стрелок-радист, убитый в воздухе, упал вместе с самолетом в лесное болото. Во время приземления погибли командир экипажа и воздушный стрелок, выжить удалось только штурману самолета, который возвратился в полк и продолжал воевать.

Место падения советского бомбардировщика и обстоятельства гибели воздушного стрелка-радиста до сего дня были неизвестны. По итогам разведки, во время которой в болоте были собраны фрагменты обшивки самолета и авиадвигателей, готовится полномасштабная поисковая экспедиция по подъему из 4-метровой глубины бомбардировщика и останков стрелка-радиста.

Благодаря архивным данным на сайтах «Подвиг народа» и ОБД «Мемориал» установлены все члены экипажа и авиаполк, в котором они служили. 

Экипаж советского бомбардировщика ИЛ-4, сбитого в ночь с 12 на 13 октября 1943 года у д. Роги Кличевского р-на (17-й Рославльский авиаполк 6-й дивизии АДД)

  1. КРОЛЕВЕЦ Юрий Петрович, 1921 г.р., уроженец Омской обл., Полтавский р-н, с. Полтавка. Штаб 6 гв. ад дд, летчик 17 гвап ДД, гв. мл. лейтенант, к-р экипажа. Не вернулся с боевого задания (пропал без вести) 13.10.1943 г. Первоначально захоронен на сельском кладбище д. Роги, в 1950-х гг. перезахоронен в братскую могилу у д. Гонча.
  1. НИКИФОРОВ Владимир Александрович, 1921 г.р., уроженец Киевской обл., г. Черкассы, гв. мл. л-т, штурман. Не вернулся с боевого задания 13.10.1943 г. (так в донесении). Выпрыгнул с парашютом, возвратился в часть 21 марта 1944 г., воевал дальше.  
  1. ГОНЧАРЕНКО Алексей Ильич, 1922 г.р., уроженец Сумской обл., Тростянецкий р-н, г. Тростянец. Гв. мл. с-нт, воздушный стрелок-радист. Не вернулся с боевого задания (пропал без вести) 13.10.1943 г. Остался в горящем самолете, не захоронен.
  1. ПЕРЕСЕНЧУК Павел Николаевич, 1920 г.р., уроженец Винницкой обл, Погребищенский р-н, с. Павловка. Гв. мл. с-нт, воздушный стрелок. Не вернулся с боевого задания (пропал без вести) 13.10.1943 г.

Первоначально захоронен на сельском кладбище д. Роги, в 1950-е гг. перезахоронен в братскую могилу у д. Гонча.

Теперь перед могилевскими поисковиками, совместно с 52-м ОСПБ МО РБ,  стоят следующие задачи:

  1. Найти останки стрелка-радиста и перезахоронить его в братскую могилу к товарищам.
  2. Поднять двигатели и по номерам подтвердить имена экипажа бомбардировщика Ил-4.
  3. В случае успешного поиска и подъема авиадвигателей, передать их как музейные экспонаты в Кличевский районный краеведческий музей или в создаваемый музей Могилевского аэроклуба.
  4. Возможно, следует предусмотреть создание на Буйничском поле открытой площадки для размещения авиационной техники времен войны (в т.ч. авиадвигателей), которая в дальнейшем будет найдена  поисковиками и выставлена там.

Особая благодарность участникам разведывательной поисковой экспедиции Евгению Бацанову, Евгению Балберову, Виталию Дракину, Андрею Прудникову, Светлане Борисенко, Дмитрию Манкевичу, Юрию Кармазину и корреспонденту газеты «Звязда» Нелли Зигуле, которые, не считаясь с расходами и временем, на личных автомобилях выехали в Кличевский район. Работая в болоте под дождем, при температуре всего + 4 град. по Цельсию, они, в прямом смысле засучив рукава, самозабвенно вытаскивали из жидкой болотной грязи, пропитанной мазутом и остатками авиатоплива, фрагменты советского самолета. До последнего надеясь обнаружить останки воздушного стрелка-радиста Гончаренко…  

                                                           Николай Борисенко