RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Об изменениях в налоговом законодательстве: c 1 января 2019 года вступил в силу обновленный Налоговый кодекс Республики Беларусь

Интервью с начальником инспекции Министерства по налогам и сборам по Могилевской области Иваном Кожемяко «Об изменениях в налоговом законодательстве и не только»

С 1 января 2019 года вступил в силу обновленный Налоговый кодекс Республики Беларусь. Целью его корректировки было упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки и совершенствование администрирования налоговой системы. Кроме того заявлялось, что новый документ будет изложен понятнее и им будет проще пользоваться. Что же в результате получилось?

В новой редакции Налогового кодекса структура его глав и статей систематизирована по одному принципу в соответствии элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса (это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты). Введена отдельная глава, которая посвящена терминам и определениям, применяемым в целях налогообложения, что тоже очень важно. Все это упрощает прочтение Налогового кодекса, но при этом плательщики должны понимать, что Налоговый кодекс – это юридический документ, который написать простым языком невозможно.

В новой редакции Налогового кодекса закреплены восемь принципов налогообложения. Среди них есть новые?

Да. Кроме основных базовых принципов, на которых налоговая система была выстроена в прежние годы, появились и новые.

Так, закреплен принцип презумпции добросовестности плательщика. Он означает, что до тех пор пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил правонарушение, он будет считаться добросовестным.

Введен принцип стабильности налогового законодательства, который предполагает, что в течение финансового года любые элементы налогообложения не могут изменяться. Плательщик должен планировать бизнес-процессы и выстраивать работу с учетом законодательства, сформированного на финансовый год.

Согласно принципу гласности нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством.

Появился и совершенно новый принцип экономической обоснованности налогообложения, который гласит, что налоги, сборы (пошлины) должны устанавливаться с учетом необходимости обеспечения сбалансированности расходов республиканского и местных бюджетов с их доходами, а объем доходов от уплаты налогов, сборов (пошлин) должен превышать затраты на их администрирование.

В отношении последнего принципа следует отметить, что налоговые инспекции Могилевской области при оценке эффективности своей работы всегда учитывали, в том числе, соотношение денежных средств поступивших в бюджет в результате работы всех подразделений к фактическим затратам на содержание налогового органа. Так, за 2018 год своей работой на каждый затраченный рубль на налоговую службу Могилевской области мы «принесли» бюджету 8,1 рублей.

Какие новые права предоставлены плательщикам в 2019 году?

Из таких значительных новшеств можно отметить права, предоставленные физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, на участие в налоговых отношениях независимо от места постановки на учет и места жительства. Это так называемый принцип экстерриториального обслуживания плательщиков.

Такие физические лица могут представлять в налоговые органы независимо от места постановки на учет, места жительства налоговую декларацию по подоходному налогу с физических лиц; уведомление об осуществлении видов деятельности, при осуществлении которых отсутствует обязанность регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; документы, необходимые для определения суммы единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подлежащей зачету или возврату. В таком же порядке могут обращаться за осуществлением административных процедур.

Принцип экстерриториального обслуживания плательщиков введен для создания дополнительных удобств для граждан, которые в отличие от плательщиков организаций и индивидуальных предпринимателей не являются постоянными участниками электронного взаимодействия.

А граждане могут стать участниками электронного взаимодействия?

Да, для граждан разработан и набирает популярность интернет-сервис «Личный кабинет физического лица». На начало 2019 года доступ к сервису получили 65,2 тыс. граждан Могилевской области. Теперь они имеют возможность просмотреть информацию из учетной системы МНС о принадлежащих им объектах налогообложения, оплатить начисленные налоги, сверить платежи, увидеть состояние лицевого счета, записаться на личный прием к руководству налогового органа, предварительно зарегистрироваться в системе электронной очереди для посещения инспекции МНС, и др.

Среди новых электронных услуг в 2018 году для физических лиц были внедрены новые электронные налоговые услуги – подача уведомления на осуществление деятельности по заявительному принципу без регистрации в качестве ИП, а еще представление деклараций по подоходному налогу. Новый сервис быстро освоили самозанятые граждане, направившие только во втором полугодии 2018 года 922 уведомления в электронном виде.

Поскольку мы коснулись вопроса электронного взаимодействия с плательщиками, насколько широко плательщики Могилевской области пользуются электронными налоговыми услугами?

Я бы сказал, что в Могилевской области электронные налоговые услуги набирают популярность.

В 2018 году электронное взаимодействие с налоговой службой предпочли 80% субъектов хозяйствования Могилевской области, среди них: 10 тыс. – организации, 17,5 тыс. – индивидуальные предприниматели.

В течение года в налоговую службу поступило 350 тыс. электронных документов, включая налоговые декларации, бухгалтерские отчеты, балансы, заявления по административным процедурам, запросы по разъяснению норм применения налогового законодательства.

Наиболее востребованным стал интернет-сервис «Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За год пользователи самостоятельно сформировали более 216 тыс. заявок на получение сведений из учетной информационной системы МНС. Это и реестры налоговых платежей, и сведения о расчетах с бюджетом, и выписки из лицевых счетов, сведения о проведенных зачетах и многое другое. Возможность доступа к такой информации, получаемой без участия сотрудников налоговых инспекций, позволяет плательщикам оперативно, качественно и своевременно исполнять свои налоговые обязательства.

В свою очередь и налоговая служба использовала возможность электронного взаимодействия с плательщиками. Через «Личный кабинет» было направлено более 190 тыс. документов, включая сообщения о зачете сумм налогов, излишне уплаченных (взысканных) суммах платежей, о наличии задолженности, постановления о приостановлении операций по счетам, а также об их отмене, сообщения о предъявленных к счетам платежных требованиях на взыскание налога за счет средств дебиторов, сообщения о необходимости внесения исправлений в налоговую декларацию или представления пояснений, и другое.

Проще ли станет сейчас индивидуальным предпринимателям исполнять свои налоговые обязательства?

Индивидуальные предприниматели – это важная и значительная категория плательщиков. Только в Могилевской области на налоговом учете их состоит более 23 тысяч. За 2018 год индивидуальные предприниматели уплатили в бюджет Могилевской области 50,5 млн. рублей налогов и платежей или 4,2% от общего объема поступлений.

Осуществление предпринимательской деятельности с регистрацией ИП по-прежнему актуально. На протяжении всей истории налоговой службы их количество только прирастает, за 2018 год их стало больше на 791.

От данной категории плательщиков было много предложений по внесению изменений в налоговое законодательство, многие из которых межведомственной рабочей группой, работавшей над проектом Налогового кодекса, были учтены.

Например, с 2019 года значительно упрощен порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей:

им предоставлено право выбирать систему налогообложения (общую, упрощенную, единый налог);

исчисление налогов они могут производить по выбору – по принципу оплаты или по принципу начисления;

в 2019 году отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в 2018г. – календарный месяц;

по ряду видов деятельности произошло уменьшение ставок единого налога;

значительно увеличен критерий выручки для признания индивидуального предпринимателя плательщиком НДС;

для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в 2,1 раза увеличен критерий валовой выручки для применения данного особого режима налогообложения;

 и другие.

Какие положения были приняты для снижения налоговой нагрузки на плательщиков?

Таких положений было включено в обновленный Налоговый кодекс целый ряд. Например:

по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности 1,5 раза увеличен размер инвестиционного вычета по налогу на прибыль;

снижены до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) и предусмотрено полное освобождение – в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет;

плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые до 2019 года не учитывались при налогообложении;

для снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года;

исключены из объектов обложения налогом на недвижимость объекты сверхнормативного незавершенного строительства;

отменены повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению;

отменены права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами;

и другие.

Функционирование налоговой системы Республики Беларусь невозможно без эффективного налогового администрирования. Совершенствование налоговой системы требует и совершенствования налогового администрирования. Какие нормы по данному вопросу включены в Налоговый кодекс?

Это меры, направленные на упрощение налогового администрирования, которые снимают с плательщиков излишние обременения.

Так, сокращен срок проведения налоговыми органами зачета с 5 до 3 рабочих дней в отношении излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, сбора. Период, в течение которого плательщик может реализовать свое право представить заявление о зачете (возврате) таких сумм увеличен с 3-х лет до 5 лет со дня уплаты;

закреплены 3 новых способа обеспечения исполнения налогового обязательства - залог, поручительство, банковская гарантия, срок действие которых составляет 3 месяца. В этот период в отношении неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, налоговым органом не будут применяться меры принудительного взыскания;

изменен порядок приостановления операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков при неисполнении налогового обязательства – если накануне допущенного нарушения срока уплаты плательщик в течение 6 месяцев своевременно исполнял налоговые обязательства, приостановление операций по счетам будет производиться не ранее чем через 10 дней после наступления срока уплаты;

в случае если последние полгода накануне нарушения плательщик уплачивал платежи в бюджет в установленный срок, а погашал задолженность до первого числа месяца, следующего за отчетным, срок приостановления операций будет производиться не ранее чем через 5 дней после наступления срока уплаты;

изменены подходы к начислению пеней, их размер ограничен суммой налога, доначисленной по результатам проверки.

В Могилевской области создано 4 центра обслуживания плательщиков. Это принципиальное изменение в системе налогового администрирования. Можно привести данные о количестве плательщиков, которые могут воспользоваться новыми, современными методами обслуживания?

Конечно. С вводом центров 47% от общего количества налогоплательщиков (без учета экстерриториального принципа обслуживания физических лиц) имеют возможность получить налоговые услуги в них. Принцип работы центров - клиентоориентированный подход к налогоплательщикам.

Изменились ли в Налоговом кодексе подходы к осуществлению контрольной работы?

В новой редакции Налогового кодекса получили развитие принципы проведения камерального контроля. Закреплены нормы о новых подходах к камеральному контролю плательщиков в связи с использованием информации, получаемой налоговым органом посредством внедренных систем учета электронных счетов-фактур; контроля торговых автоматов и кассового оборудования; о возможности проведения камерального контроля в отношении плательщиков, не представивших налоговые декларации (расчеты).

Предусматривается введение поэтапного проведения камерального контроля. На первом этапе проводится автоматический предварительный контроль налоговых деклараций с использованием программных и технических средств. На втором этапе проводится последующий контроль, в рамках которого плательщику при наличии нарушений, в качестве превентивной меры (путем направления уведомления) предлагается добровольно исполнить налоговые обязательства. Только при неисполнении плательщиком налогового обязательств по предложению налогового органа проводится камеральная проверка.

Таким образом, контрольная работа, ориентированная на камеральный контроль, позволяет дистанционно и без излишнего вмешательства в деятельность плательщика выявлять факты неисполнения налоговых обязательств, а плательщику без применения административной ответственности добровольно исполнять такие обязательства.

Приведу данные. За 2018 год на 5 719 уведомлений налоговых органов плательщики получили возможность в добровольном порядке представить налоговые декларации, по которым сумма налогов, дополнительно подлежащих уплате в бюджет, составила 26,6 млн. рублей, предотвращен необоснованный зачет (возврат) из бюджета налога на добавленную стоимость на сумму 12,6 млн. рублей.