RU BY EN 中文
Twitter Instagram

О применении электронной цифровой подписи при создании электронных накладных

В связи с поступающими запросами операторов электронного документооборота (EDI-провайдеров) и субъектов хозяйствования, применяющих электронные накладные, о применении электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) при создании электронных накладных Министерство по налогам и сборам по согласованию с Национальной академией наук Беларуси, Министерством финансов, Министерством связи и информатизации и Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь сообщает следующее.

В связи со вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» (далее – постановление № 940) с 05.01.2020 в функционирование механизма электронных накладных введен ряд новаций.

Так, в частности, в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 постановления № 940 устанавливается, что электронные накладные считаются созданными и приобретают юридическую силу если они подписаны ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота, выработанной с использованием личных ключей, сертификаты открытых ключей которых изданы республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее – РУЦ ГосСУОК). Подтверждение полномочий ответственных лиц участников электронного документооборота на подписание электронных накладных осуществляется с использованием атрибутных сертификатов.

Справочно. Подтверждение полномочий ответственных лиц участников электронного документооборота на подписание электронных накладных с использованием атрибутных сертификатов предусмотрено нормами Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2018 г. № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», вступившего в силу с 18 февраля 2019 г.

В отношении подтверждения полномочий ответственных лиц участников электронного документооборота на подписание электронных накладных с использованием атрибутных сертификатов следует иметь в виду, что форматы сертификатов открытых ключей, издаваемых РУЦ ГосСУОК, определены политиками применения сертификатов. Так, в настоящее время для ответственных лиц могут издаваться как сертификаты физических лиц, так и сертификаты юридических лиц, которые издаются для индивидуальных предпринимателей и представителей организаций.

В настоящее время Национальной академией наук Беларуси совместно с Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и Министерством связи и информатизации по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь дорабатываются требования к процессу создания, передачи, получения, а также к форматам электронных накладных (далее – требования к электронным накладным), в которых, в том числе, будет определен порядок применения ЭЦП при создании электронных накладных.

Учитывая изложенное, электронные накладные, подписанные ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота, выработанной с использованием личных ключей, сертификаты открытых ключей которых изданы РУЦ ГосСУОК и получены до даты вступления в силу требований к электронным накладным, соответствуют требованиям постановления № 940 и приобретают юридическую силу при условии соблюдения иных требований, предусмотренных постановлением № 940.

Для подтверждения полномочий ответственных лиц участников электронного документооборота при получении (продлении) сертификатов открытых ключей ответственных лиц в РУЦ ГосСУОК начиная с даты вступления в силу требований к электронным накладным в РУЦ ГосСУОК необходимо получать атрибутные сертификаты.

Предлагаем учитывать настоящую информацию при осуществлении деятельности в качестве операторов электронного документооборота.

Скачать письмо МНС от 17.02.2020 № 8-2-11/00343 «О применении электронной цифровой подписи при создании электронных накладных»