RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Как проводится оценка тяжести трудового процесса на рабочем месте водителя автомобиля?

Вопрос: Как проводится оценка тяжести трудового процесса на рабочем месте водителя автомобиля?

Ответ: Согласно требованиям санитарных норм и правил «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта»1 организация рабочего места водителя автомобиля (далее – водителя) должна обеспечивать максимальное восприятие профессионально значимой информации во время движения автомобиля, поддержание удобной рабочей позы. При этом рабочая поза (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется путем наблюдения за выполнением работы. Время пребывания в фиксированной (неудобной, вынужденной) позе зависит от времени управления транспортным средством и определяется на основании фотографии рабочего времени.

Фотография рабочего времени — последовательное фиксирование времени, затрачиваемого работником в течение рабочего дня (смены) на выполнение определенных технологическим процессом постоянных (ежедневных) операций и перерывы в работе.

Так, оценка тяжести трудового процесса водителя по показателю «рабочая поза» производится согласно п. 5 таблицы 10 приложения 1 к Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда.

По оценке фиксированной позы на рабочем месте водителя разъясняем следующее. Понятие неудобной, фиксированной и вынужденной поз приведены в пункте 47 Инструкции о гигиенической оценке характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда. Фиксированная поза - когда отсутствует возможность изменения положения частей тела относительно друг друга. То есть работник какое-то время должен оставаться абсолютно неподвижным, иначе трудовая функция будет не выполнена. При этом водитель при управлении транспортным средством вынужден изменять положение частей тела (управление педалями, изменение направления движения поворотом руля, наблюдение по зеркалам и т.п.). Периоды времени, когда водитель с целью управления транспортным средством остается неподвижным, можно рассматривать как фиксированная поза. Отдельные аттестационные комиссии нанимателя при проведении аттестации на рабочих местах водителей оценивают тяжесть труда по показателю «неудобная поза».

Неудобная поза – это поза с большим поворотом туловища, неудобным размещением конечностей, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. Также, работой в неудобной позе следует считать работу в наклоне свыше 45 градусов. Работой с поднятыми руками является та, при которой кисти рук находятся на уровне плечевого сустава и выше.

Из приведенного понятия следует, что неудобная поза в принятом понимании не может быть оценена в ходе аттестации рабочего места водителя.