Рус Бел Eng 中文

Информационно-просветительский профилактический проект для участников образовательного процесса «Слагаемые здоровья» в городе Бобруйске

Успех и эффективность формирования здорового образа жизни подростков зависит от используемых методов, средств и форм.

С целью формирования у учащихся активной жизненной позиции и определения ценностных ориентаций путем привития навыков здорового образа жизни УЗ «Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии» совместно с управлением по образованию Бобруйского горисполкома инициировал реализацию информационно-просветительского профилактического проекта «Слагаемые здоровья» (2016 – 2024) в каждой школе.  Целевая аудитория - школьники 2-х, 5-10-х классов.

С учетом половозрастных особенностей, результатов анкетирования изучения начального уровня знаний по вопросом ФЗОЖ и выявлению поведенческих факторов риска учащихся сформирована модель «недели здоровья», которая позволяет сделать здоровый образ жизни для подрастающего поколения естественным и привлекательным, избраны  следующие приоритетные направления: личная и общественная  гигиена, стоматологическое, психическое и репродуктивное здоровье, профилактика зависимостей. В связи с этим  программа «недели здоровья» выглядит следующим образом:

  • для учащихся 2-ых классов – игровой урок-практикум «Гигиена школьникам»;
  • для учащихся 5-ых классов - урок-практикум «Здоровые зубки»;
  • для учащихся 6-ых классов - психологическое занятие с элементами игры и арт-терапии «Химические и нехимические зависимости. Опасное знакомство»;
  • для учащихся 7-х классов - урок – дискуссия  «Зависимости. Завтра - это Ты!»;    
  • для учащихся 8-х классов - духовно-валеологическая встреча «Духовно-нравственные и гендерные взаимоотношения»;
  • для учащихся 9-х классов - урок-презентация «ИППП. Некоторые аспекты нравственно-полового воспитания и основы сохранения репродуктивного здоровья» (отдельно для юношей, отдельно для девушек);
  • для учащихся 10-х классов - урок-диалог «Живи! Здравствуй! Будь!»

Направить выбор каждого ребенка к принятию здорового образа жизни – важное направление в профилактической работе.  

Особенность гигиены для детей  в том, что их организм находится на стадии роста. Личная гигиена ребенка дает основы воспитания. Он приобретает навыки хорошего тона, начинает осознавать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Формирует представления о внешнем мире, устройстве общества. Такие базовые знания перенесутся во взрослую жизнь. Для учащихся 2-х классов валеологом проводится в игровой форме урок-практикум «Гигиена школьникам» с отработкой практических навыков правил мытья рук и респираторного этикета. Каждый ученик получает закладку-памятку по правилам гигиены в подарок.

Здоровье полости рта – неотъемлемая часть общего здоровья, важнейший фактор, определяющий качество жизни. При отсутствии профилактики заболеваний полости рта вероятнее всего в будущем человеку придётся столкнуться с более серьезной общесоматической патологией. Учащиеся 5-х классов закрепляют свои знания и умения по вопросам сохранения стоматологического здоровья. В период, когда чуть ослаблен контроль родителей по соблюдению правил личной гигиены, медицинские работники считают своевременным и необходимым об этом напомнить: врачом-стоматологом проводится урок-практикум «Здоровые зубки» с отработкой практических навыков чистки зубов на макете челюсти и демонстрацией мультфильма «Доктор Заяц. Как правильно чистить зубы. Профилактика кариеса».

Проблема укрепления здоровья, создания безопасной для жизни и здоровья детей и подростков среды приобретают особую актуальность в сфере образования. Подростки не только должны знать твердо, что табак, алкоголь, ингалянты и наркотики вредны и опасны для организма, но и должны обладать определенными моральными и деловыми качествами, позволяющими отстоять свои убеждения в компании.

Для учащихся 6-7-х классов проводятся психологическое занятие по профилактике зависимостей с элементами игры и арт-терапии «Химические и нехимические зависимости. Опасное знакомство» и урок-дискуссия «Зависимости. Завтра – это Ты!». Для аудитории демонстрируется видеофильм «Тайна адского дыма», «Опасное погружение». Специалисты валеологи раскрывают  причины  возникновения зависимостей, вопросы пагубного влияния на здоровье подростка в игровой и изо-терапевтической форме, с акцентом на альтернативные формы проведения досуга. В изо-терапии могут использоваться совершенно различные средства для изображения: краски, карандаши, фломастеры, мелки. Ребенок  может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге. Для детей рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта.

На период обучения в школе приходится подростковый период. В большинстве случаев начало половой жизни происходит именно в подростковом возрасте. Перед медицинскими работниками стоит задача освещения физиологических и гигиенических особенностей человека в различные периоды жизни. И это не примитивный физиологизм и биологизм, а достоверная, доступная, компетентная информация с основами нравственности и психологии. Главная цель – отсрочить момент вступления в половые отношения до достижения физиологической и психологической зрелости, научить контролировать свои сексуальные желания, выработать установку на безопасное поведение.

Для учащихся 8-9-х классов проводятся духовно-валеологическая встреча «Духовно-нравственные и гендерные отношения» с участием Духовно-просветительского центра при Свято-Георгиевском храме  и  урок-презентация «ИППП. Некоторые аспекты нравственно-полового воспитания, основы сохранения репродуктивного здоровья». Занятия включают в себя короткую беседу, т.к. предполагает участие обеих сторон – школьника и организатора профилактики, дается возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса. Проводятся игры «Риск заражения» и «Цепная реакция». Эффективность их в том, что они облегчают школьникам усвоение информации, моделируют возможные действия и поступки, анализирует «ситуации выбора», которые совершают участники игры. Игры формируют у школьников уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к заражению ИППП, закрепляет их в сознании как нравственную норму. Как для девушек, так и для юношей обязателен  просмотр видеофильма «Ефросинья и Ануфрий».

Для учащихся 10-х классов в рамках  «недели здоровья» проводится урок-диалог по проблемам сохранения психического здоровья и профилактики суицидальных рисков «Живи! Здравствуй! Будь!». Психологическая игра «Центр Вселенной» направлена на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на включение механизмов саморегуляции.

Положительная оценка профилактической работы подтверждается статистическими данными: отсутствие больных в 2016 – 2019 годах с выставленным диагнозом «наркомания, токсикомания, алкоголизм» в возрастной группе 7 – 14 лет. Отсутствие больных в 2016 – 2019 годах с выставленным диагнозом «наркомания, алкоголизм» в возрастной группе 15 – 17 лет, диагноз токсикомания с 4 случаев в 2016 году снизился до 0 случев в 2019 году.

Отсутствие больных в 2016 – 2019 годах с установленным диагнозом ИППП (сифилис, гонококковая инфекция, хламидийные болезни) и ВИЧ-инфекция в возрастной группе 15 – 17 лет. 

Показатель рождаемости среди девушек-подростков в возрасте от 10 до 14 лет на протяжении с 2012 по 2017 годы держится на показателе 1 – 2 случая в год, в 2018 – 2019 годах – 0 случаев. В возрастной группе 15 – 17 лет отмечается тенденция снижения рождаемости в подростковом возрасте с 16,6 на 1000 в 2012 году до 4,5 – в 2018 году и 3,1 – в 2019 году.

В возрастной группе 15 – 49 лет отмечается тенденция снижения показателя количества абортов с 10,7 на 1000 в 2008 году до 6,05 – в 2019 году.

При ранжировании жизненных ценностей, 93% учащихся (ранее – 47%) считают здоровье главной жизненной ценностью. Итоги проектной деятельности показали, что у учащихся повысился уровень знаний по вопросам поведенческих факторов риска развития неинфекционных заболеваний, по вопросам этики здоровья, физической культуры, репродуктивного здоровья, более 70% учащихся хотят получать информацию из достоверных источников, т.е. от специалистов.

Данный проект перспективен, так как в школе на смену одному поколению приходит другое, а задачи по формированию позитивного отношения к здоровью и формирования здорового образа жизни актуальны на все времена.