RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Механизм взаимодействия налоговых органов Могилевской области с плательщиками через центры обслуживания плательщиков

Приоритетными направлениями в развитии налоговой системы является совершенствование работы с налогоплательщиками и создание условий для того, чтобы добросовестным налогоплательщикам было просто и удобно исполнять свои обязательства.

Такая задача предусмотрена стратегией развития налоговых органов на 2016-2020гг., согласно которой качество обслуживания плательщиков должно достигаться, в том числе, за счет внедрения новых форм обслуживания плательщиков, внедрения единых стандартов обслуживания плательщиков, упрощения, сокращения и дальнейшей автоматизации административных процедур, внедрения экстерриториального принципа обслуживания плательщиков при их личном визите в налоговый орган.

С 2017 года в Республике Беларусь заработал новый формат взаимоотношения между налоговыми органами и плательщиками – это Центры обслуживания плательщиков (далее – ЦОП).

Обслуживание в ЦОП производится с использованием электронной очереди. Здесь же организованы рабочие места для экспресс-приема (консультирования) физических лиц, приема деклараций и документов. С актуальной информацией, образцами заполнения документов можно ознакомиться на информационных стендах и видеоэкране. При возникновении затруднений администратор оказывает необходимую помощь по работе с терминалом, по выбору нужной услуги и отвечает на возникшие вопросы.

При посещении плательщиками ЦОП с маленькими детьми, их внимание можно занять в специальных детских уголках, в которых можно посмотреть мультфильмы, узнать, почему надо платить налоги, порисовать и почитать книгу «Детям о налогах».

При выходе из инспекции установлен специальный терминал, с помощью которого плательщики могут оценить качество обслуживания в центре.

В 2017-2020г. в Могилевской области создано 5 таких Центров: в инспекциях по Октябрьскому району г.Могилева, по Ленинскому району г.Могилева, по г.Бобруйску, по Могилевскому и Осиповичскому районам.

ЦОП инспекций Могилевской области обслуживают до 57% всех плательщиков области, в них предоставляется до 58 видов налоговых услуг:

-принятие налоговых деклараций (расчетов), заявлений, бухгалтерских отчетов и балансов;

-разъяснение налогового законодательства;

-принятие уведомлений плательщиков о смене ими режимов налогообложения;

-регистрация личного кабинета физического лица;

-осуществление таких административных процедур как постановка, снятие с учета в налоговых органах; выдача справок о постоянном местопребывании иностранных организациям и физическим лицам; зачет, возврат сумм налогов, сборов (пошлин), пеней; выдача различных справок по заявлениям физических лиц; выдача выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней; подтверждение уплаты косвенных налогов при ввозе товаров с территории государств-членов ЕАЭС;

-и другие административные процедуры и услуги.

Например, самыми востребованными услугами в 2019 году являлись:

-представление налоговых деклараций (расчетов), заявлений, бухгалтерских отчетов и балансов. Доля данной услуги в общем количестве налоговых услуг, предоставленных в ЦОП, составила 24,5%;

-разъяснение налогового законодательства (15,1%);

-вопросы уплаты налога на землю, налога на недвижимость и арендной платы за землю (8,8%);

-вопросы исчисления и уплаты единого налога с ИП и иных физических лиц и ремесленного сбора (8,4%);

-вопросы налогообложения сдачи в наем жилых и нежилых помещений (6,0%);

-регистрация и снятие с учета кассового оборудования ИП (4,4%).

За январь-декабрь 2019 года ЦОП было принято 109 733 субъектов хозяйствования и физических лиц. Число принятых плательщиков в среднем за месяц составило – 9 144.

Зафиксированные данные электронной очереди показывают, что на оказание одной услуги в ЦОП в среднем затрачивается до 5 минут. При этом наибольшая доля временных затрат приходится на такую услугу, как «разъяснение налогового законодательства» - до 8 минут.

Функционирование ЦОП – это уход от закрепления плательщиков за конкретными инспекторами и переход на экстерриториальный принцип обслуживания, который закреплен в Налоговом кодексе Республики Беларусь и начал действовать с 1 января 2019 года.

Практика показала, что физические лица по достоинству оценили и пользуются такой возможностью взаимодействия. В соответствии правом, предоставленным Налоговым кодексом Республики Беларусь физические лица независимо от места постановки на учет, места жительства в 2019 году обращались в инспекции области по различным вопросам, в том числе по вопросам разъяснения налогового законодательства, представления налоговых деклараций, за совершением административных процедур. Основная доля налоговых услуг, оказанных физическим лицам по принципу «экстерриториальности», приходится на инспекции, в которых созданы ЦОП.

Для инспекций области в целях повышения эффективности взаимодействия с плательщиками-физическими лицами актуальным вопросом является популяризация электронного сервиса «Личный кабинет для плательщиков - физических лиц», в котором предусмотрены все электронные сервисы личного кабинета физического лица, работающего на сайте МНС. В 2019 году введена в эксплуатацию новая версия личного кабинета плательщика, в которой представлены электронные сервисы для всех категорий плательщиков, в том числе и для физических лиц. Впервые в 2019 году для физических лиц в Личном кабинете стал предоставляться матричный штрихкод (QR-код) для оплаты налогов. Среди новых услуг личного кабинета плательщика необходимо обратить внимание на функционал, позволяющий получить информацию о ходе исполнения заявлений о совершении административных процедур, а также информацию о результатах рассмотрения налоговыми органами жалоб.

Налоговые органы заинтересованы, чтобы физические лица, как и субъекты хозяйствования, использовали данный механизм взаимодействия. Поэтому физическим лицам оказывается такая услуга, как регистрация личного кабинета физического лица. За 2019 год к личному кабинету плательщика посредством ЦОП подключено 4 430 физических лиц.

Инспекции области, в том числе инспекции, в которых созданы ЦОП, строго руководствуются утвержденными МНС регламентами предоставления налоговых услуг, которые устанавливают единый порядок взаимодействия налоговых органов с плательщиками.
В настоящее время единые стандарты обслуживания плательщиков разработаны и закреплены в регламентах по приему налоговых деклараций (расчетов); по разъяснению законодательства; по осуществлению налоговыми органами административных процедур; по приему документов, обязанность представления которых для организаций и индивидуальных предпринимателей установлена законодательством; и других.

С утвержденными стандартами по предоставлению налоговых услуг мы рекомендуем ознакомиться на сайте МНС в разделе «О Министерстве», чтобы субъект хозяйствования либо гражданин были осведомлены, в каких случаях при обращении за определенной налоговой услугой требуется представить в налоговый орган оригиналы документов либо их копии и по какому перечню.

В настоящее время субъекты хозяйствования оценивают условия ведения бизнеса по такому показателю как издержки на налоговое администрирование, которые значительно уменьшились благодаря развитию электронных сервисов и оптимизации административных процедур.
Вместе с тем, значительное количество плательщиков за оказанием налоговых услуг обращается непосредственно в налоговый орган. В связи с этим, налоговые органы ставят перед собой задачу добиться того, чтобы квалифицированное налоговое обслуживание плательщиков способствовало полному и своевременному исполнению плательщиками своих налоговых обязательств.

Пресс-центр инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области