В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности проверяемые субъекты хозяйствования несут расходы на оплату стоимости израсходованных топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР).
Налоговыми органами при проведении выездных проверок устанавливаются факты отнесения в состав затрат, учитываемых при налогообложении, стоимости ТЭР, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, а также без утвержденных в установленном законодательством порядке норм их расхода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
- затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (затраты по производству и реализации);
- нормируемые затраты.
Следовательно, не все расходы (затраты), признаваемые в бухгалтерском учете, можно учитывать при налогообложении.
Затраты на оплату стоимости израсходованных ТЭР относятся к нормируемым затратам и учитываются при налогообложении в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 171 НК).
Порядок разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР регулируется Положением о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2016 № 216 (с учетом изменений и дополнений, далее – Положение).
Расход ТЭР, включаемый в норму расхода ТЭР, состоит из расхода ТЭР на основные нужды и расхода ТЭР на вспомогательные нужды.
Нормы расхода ТЭР устанавливаются на период до 1 календарного года с поквартальной разбивкой или на период от 1 года до 5 лет (пункты 6, 7 Положения).
Нормы расхода ТЭР устанавливаются:
-Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации – для юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 25 000 тонн условного топлива и более, в том числе имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более;
-областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР Государственного комитета по стандартизации – для юридических лиц с годовым потреблением ТЭР от 100 до 25 000 тонн условного топлива, в том числе имеющих источники тепловой энергии производительностью от 0,5 Гкал/ч и более.
Для юридических лиц с годовым потреблением ТЭР менее 100 тонн условного топлива, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, нормы расхода ТЭР устанавливаются только для источников тепловой энергии (пункт 20 Положения).
При проведении проверки ОАО «Б» (далее – организация), установлено, что организацией в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включалась стоимость израсходованных ТЭР сверх утвержденных норм расхода, а также при отсутствии разработанных норм расхода ТЭР на вспомогательные нужды (столовую, прачечную, ФОК, экспериментальное производство).
С учетом других нарушений проверкой доначислен налог на прибыль, за неисполнение налогового обязательства исчислены пени.
За нарушения, установленные в ходе проверки, организация и ее должностное лицо привлечены к административной ответственности по частям 1, 3 статьи 13.6, части 1 статьи 12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Пресс-центр инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области