RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Об итогах контрольной деятельности за 2021 год и основных нарушениях законодательства

В соответствии с частью третьей пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», пунктом 22 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного этим Указом, комитет государственного имущества Могилёвского облисполкома (далее – комитет), как территориальный орган Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, является контролирующим органом, сферой контроля которого определен контроль за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом.

При внесении предложений в план выборочных проверок комитет руководствуется методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43, приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 15.02.2018 № 27 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки».

При отборе субъектов для проведения выборочных проверок в 2021 году определяющими критериями явились: наличие жалоб, признанных обоснованными при рассмотрении их комитетом (2 субъекта) и неустранение субъектом ранее выявленных комитетом нарушений (невыполнение рекомендаций комитета об устранении нарушений, выданных по результатам проведенного мониторинга, – 3 субъекта).

Всего в 2021 году комитетом проведены 5 выборочных проверок, в том числе 3-х организаций, подведомственных комитету по архитектуре и строительству Могилевского облисполкома, 1 – Могилевскому горисполкому, 1 – Кричевскому райисполкому.

Приведем исчерпывающий перечень вопросов, по которым комитетом проведены проверки:

1. Отражение в уставе и контракте с руководителем полномочий
по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности.

              2. Соблюдение требований законодательства о государственной регистрации в отношении объектов недвижимого имущества.

              3. Анализ правильности заполнения документированной информации для включения в Единый реестр государственного имущества и поддержания его в актуальном состоянии.

              4. Выявление неучтенных и отсутствующих объектов недвижимости.

5. Принятие мер по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого имущества.

6. Соблюдение требований законодательства при совершении сделок с государственным имуществом. Проверка выполнения предусмотренных договорами обязательств.

7. Организация работы по списанию государственного имущества. Обоснованность решений о списании государственного недвижимого имущества, сроки его уничтожения (сноса, демонтажа).

8. Полнота и достоверность заполнения форм ведомственной отчетности по использованию и распоряжению государственным имуществом.

9. Соблюдение законодательства при сдаче государственного имущества в аренду (субаренду) и (или) предоставлении в безвозмездное пользование.

10. Соблюдение требований законодательства по перечислению
в бюджет платы за право заключения договоров аренды (при продаже права на аукционе), а также арендной платы, полученной от сдачи
в аренду государственного недвижимого имущества.

Проверки проведены в строгом соблюдении Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В ходе проверок установлены многочисленные нарушения законодательства по соответствующей сфере контроля:

установлено более 300 незарегистрированных в установленном порядке капитальных строений;

выявлено более 80 неучтенных в бухгалтерском учете капитальных строений и 2 отсутствующих объекта;

при обследовании установлен факт списания с бухгалтерского учета (без учета в установленном порядке на забалансовом счете) объекта недвижимого имущества, работы по уничтожению (сносу, демонтажу) которого фактически не осуществлялись;

установлено нарушение при определении оценочной стоимости предмета договора залога;

у каждого проверяемого субъекта установлены нарушения при формировании Единого реестра государственного имущества и поддержании его в актуальном состоянии;

у 4 из 5 субъектов выявлены нарушения при заполнении данных ведомственной отчетности «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности», в том числе представление недостоверных сведений о задолженности по арендной плате, ошибочное представление сведений о сдаче в аренду объектов, находящихся в совместном домовладении и др.;

у каждого проверяемого субъекта выявлены нарушения порядка сдачи в аренду государственного имущества: факты сдачи в аренду частей капитального строения без приказа руководителя и без предусмотренного письменного согласия органа управления; непредставление до заключения договоров аренды информации об объектах, предлагаемых для сдачи в аренду, для включения в установленном порядке в Единую информационную базу данных; определение арендуемой площади не по техническому паспорту (не по обмеру специально созданной комиссией) и др.;

у каждого проверяемого субъекта выявлены нарушения порядка определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений: при расчете ставки арендной платы к базовой ставке без предусмотренного согласования с органом управления применен коэффициент от 0,5 до 3; необоснованно применен понижающий коэффициент 0,4 для отдельных категорий арендаторов; применен неверный коэффициент местонахождения; размер арендной платы установлен не в БАВ, а в белорусских рублях; не обеспечена уплата арендной платы исходя из БАВ, установленной на день уплаты; арендная платы определена ниже подлежащих возмещению затрат и др.;

у 4 из 5 субъектов при обследовании установлены факты сдачи в аренду и у 1 субъекта – в субаренду частей капитального строений (изолированных помещений) общей площадью свыше 1600 кв.м без заключения соответствующих договоров;

установлено 9 фактов необоснованной сдачи в аренду объектов, право хозяйственного ведения (право оперативного управления) на которые фактически зарегистрированы не за арендодателями;

у 4 из 5 субъектов установлено неначисление и невыставление арендаторам предусмотренной договорами аренды пени за нарушение сроков внесения арендной платы, непроведение претензионно-исковой работы по образовавшейся задолженности по арендной плате;

у всех субъектов установлены факты неуплаты в соответствующий бюджет 25 процентов средств, полученных от сдачи в аренду государственного имущества (далее – средства), на общую сумму более 110 тысяч рублей, в результате чего в ходе проверки доначислена пеня на общую сумму более 14 тысяч рублей;

у всех субъектов выявлены нарушения порядка расчета подлежащих перечислению средств, в том числе связанные с расчетом средств от начисленной, а не от фактически полученной арендной платы, с перечислением 100 процентов арендной платы, полученной от сдачи в аренду частей зарегистрированных в установленном порядке капитальных строений;

непредставление сведений о наличии задолженности по перечислению средств в соответствующий финансовый орган для реализации механизма бесспорного взыскания – у 4 из 5 субъектов и др.

Данные нарушения стали возможными в том числе из-за отсутствия достаточного контроля со стороны органов управления за соблюдением подведомственными организациями законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом.

При проверках установлены нарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 12.32, статьей 24.11, частью 1 статьи 24.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

По результатам рассмотрения сообщений о признаках административных правонарушений Комитетом государственного контроля Могилевской области по части 1 статьи 12.32 КоАП привлечены к административной ответственности 2 должностных лица.

Сообщение о признаках административного правонарушения по статье 24.11 КоАП в отношении должностных лиц 4 проверяемых субъектов комитетом направлено в Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской области и финансовый отдел Кричевского райисполкома (в настоящее время привлечены 4 должностных лица).

По части 1 статьи 24.17 КоАП комитетом в 2021 году по результатам проверок привлечены к административной ответственности 3 юридических лица и 17 физических лиц, в 2022 году за результаты проверок, проведенных в предыдущем году, — 1 юридическое лицо, 2 физических лица.