Вверх

Вы здесь

Алейников Петр Мартынович

12 июля 1914 года в д. Кривель, ныне – Шкловского района, в день Святого Петра в бедной крестьянской семье Алейниковых родился мальчик. Проблем с выбором имени не было, и Петру уже с рождения было, вероятно, предопределено стать известным киноактером.

Его детство и взрослая жизнь были далеко не безоблачными. Особенно не любил Петр Алейников вспоминать времена своей детской беспризорности. Деревня их была такой бедной, что даже нищие с пренебрежением обходили ее стороной. В пять лет он остался без отца. Мартын Алейников работал сплавщиком леса на Днепре. Однажды во время сплава, он свалился в холодную осеннюю воду, простудился и надолго заболел. Встать с постели ему было уже не суждено… Больная мать осталась одна с шестерыми детьми на руках. Голодая и мучаясь от бесхлебицы, она сшила из домотканых кусков полотна нищенские сумы, вывела на дорогу шестилетнего Петра, его старшую сестру Катерину и, перекрестив, благословила нищенствовать – просить подаяния по окрестным деревням. Иначе семья не выжила бы…

Петя был тихим и стыдливым мальчиком, никогда не ругался, как другие его ровесники. Он часто ночевал в зале железнодорожной станции Шклов или на скамейке в городском парке. Горожане, узнавая, жалели его, кормили и что-нибудь давали с собой. Они же помогли устроить Петра в шкловскую школу-интернат.

В свободное время подросток часто убегал в бывший панский дом, где демонстрировались кинофильмы. Подружившись с киномехаником, он помогал ему крутить ручку проекционного аппарата. По несколько раз просматривал он одни и те же фильмы, многие из них знал наизусть. После сеансов, часто «работая актером», он пересказывал их содержание, разыгрывал интересные сценки из фильмов с участием Чарли Чаплина и Игоря Ильинского. Однажды он так удачно спародировал местного батюшку, что тот, увидев представление, сказал: «Быть тебе актером!». А за старание отблагодарил «артиста» первым гонораром – червонцем. Так у Петра появилась мечта. Путь к ней пролегал через Барсуковскую спецшколу и через 1-ю Всебелорусскую Могилевскую коммуну имени 10-летия Октябрьской революции, где был драмкружок.

Потом был Ленинград, куда 16-летний юноша попал в 1930 году. Поступление в Ленинградский институт сценического искусства стало для него настоящим событием (из 1000 желающих приняли только 40). Петр Алейников учился на отделении кино, где преподавал Сергей Герасимов. Известный режиссер и драматург задействовал учеников в своих фильмах – сначала в немых лентах, а затем и в полнометражных звуковых фильмах.

Ставший впоследствии знаменитым, актер Георгий Жженов вспоминал: «Петя Алейников был сама доверчивость, светлость, искренность, неподкупность. В нем был талант ребенка. Помню, на охоте он промазал по лисе. Так побежал за ней бегом, догонять. Ну, чистый ребенок в нем жил». Учившаяся вместе с Алейниковым Тамара Макарова ностальгически отмечала: «Уже само его появление было аттракционом. Длинный детина, с изумительными глазами – в красной футболке, босиком… Он пришел учиться к режиссеру Сергею Герасимову».

Роль повара Молибоги из фильма «Семеро смелых», «зайцем» проникшего на полярную зимовку, принесла Петру Алейникову не только известность, но и повсеместную зрительскую любовь. Он стал сниматься в фильмах у разных режиссеров. Потом были кинофильмы «За Советскую родину» и «Комсомольск». В последнем фильме он снимался в эпизодической роли веселого юноши, приехавшего на Дальний Восток строить новый город, играл роль с душой, выразительно и колоритно. Не главная роль досталась Петру Алейникову в фильме «Трактористы». Однако, несмотря на это, он запомнился зрителям своей душевной виртуозной игрой. После этой роли актер стал предметом всенародного обожания.

В кинофильме о шахтерах «Большая жизнь» Алейников сыграл роль молодого забойщика Вани Курского. Роль стала очередной удачей артиста. Даже главная газета страны «Прав да» не удержалась от высокой оценки мастерства актера: «Оригинальным и талантливым артистом показал себя Петр Алейников в роли Вани Курского – приятеля Балуна. Играет он, как веселый и озорной проказник…». Потом были роли в картинах военных лет.

На съемках фильма «Небо Москвы» Петр Алейников, работая в одном из эпизодов, едва остался в живых. Фильм посвящался летчикам-защитникам столицы. Во время одной из съемок артиста подвесили в кабине самолета под крышей съемочного павильона. А далее случилось невероятное. Неожиданно кабина сорвалась и полетела вниз. Все, кто был на съемочной площадке, оцепенели. Но не растерялся сам Алейников и, проявив ловкость своего героя, выпрыгнул из кабины. Уже на лету он успел захватить край задника сцены и на какие-то секунды зависнуть. Это погасило инерцию падения и спасло ему жизнь. От кабины же остались только щепки.

После войны, в 1946 году, кинорежиссер Л. Арнштам пригласил Алейникова на роль Пушкина в фильме «Глинка». Он долго и настойчиво работал над ролью и добился убедительного перевоплощения в образ великого поэта. В удаче были единодушны как зрители, так и профессионалы. Это было еще одной ступенькой в овладении П. Алейниковым актерского мастерства. Однако часть критиков считала, что это не его амплуа. Его роли – комические роли. В фильме «Глинка», когда появлялся Пушкин в его исполнении, зрители смеялись. После съемок в «Глинке» для артиста наступили тяжелые времена: жизненные скандалы, неудовлетворенность собой, все учащавшаяся разрядка через спиртное…

Значительное место в жизни Петра Алейникова занимала любовь к будущей народной артистке СССР Тамаре Макаровой. Полюбив ее еще во время совместной учебы в институте, он пронес это чувство через всю свою жизнь, несмотря на отсутствие взаимности с ее стороны (впоследствии она стала женой его учителя С. Герасимова).

Двенадцать последних лет жизни он почти не снимался. Обладая талантом рисовальщика, актер создал портреты героев, которых он хотел бы сыграть, но не сыграл. Он ездил по стране с концертами, но все это было не его…

Последней работой актера стал фильм режиссера Булата Мансурова «Утоление жажды» (вышел на экраны страны в 1967 году). Партнерами по картине были его дочь Арина и сын Тарас. Уже больной Петр Алейников, у которого было удалено одно легкое, работал по 12 часов в сутки. Режиссер вспоминал, как опасался приглашать больного Алейникова на съемки, ведь работа должна была проходить в пустыне, в труднейших условиях экспедиции. Но Петр Мартынович развеял его сомнения: «Пустыни вашей я не боюсь. Пустыня моего одиночества и безделия страшнее безводной пустыни. Пусть эта работа будет моим утолением жажды». Алейников работал так, что участники съемочной группы, наблюдая за его игрой в наиболее трагичных моментах, плакали. Съемки фильма закончились трагически. По сюжету герой Петра Мартыновича должен был купаться в канале. Сцена была большая, снимали несколько дублей, и Алейников просидел в холодной воде не один час. Он простудился, вскоре началось воспаление единственного легкого. Его срочно увезли в местную больницу, а потом самолетом отправили в Москву. Но спасти великого артиста не смогли. Петр Мартынович Алейников умер в кремлевской больнице 9 июня 1965 года в возрасте 51 года.

Когда Алейников умер, друзья попросили у властей разрешения похоронить его на Новодевичьем кладбище. Однако в просьбе им было отказано по причине того, что у Алейникова нет почетных званий. Тогда народный артист СССР и депутат Верховного Совета СССР Борис Андреев, его большой друг, потребовал, чтобы Алейникову отдали его место на том кладбище. Только после этого на краю кладбища было выделено место для захоронения П.М. Алейникова. Но когда служащие кладбища, узнали, для кого они копают могилу, они нашли место в центре кладбища, где и был похоронен Алейников. Скромная надпись на надмогильной плите гласит: «Народному Пете Алейникову».

При жизни Петр Мартынович не получил ни наград, ни почетных званий. Только через три года после смерти он был удостоен единственной награды – лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за актерскую работу» за 1968 год.

О творчестве Алейникова в 1974 году снят фильм «Петр Мартынович и годы большой жизни», а всего вышло более 40 фильмов с участием знаменитого актера.

Память о талантливом актере, любимце народа живет до наших дней. В его родном Кривеле в 1998 году открыт Дом-музей в честь известного земляка. Размещается он в небольшой деревянной избе площадью 48 кв. м. Около 200 музейных экспонатов собирали по крупицам всем миром. Фотоснимки из семейного альбома и рисунки отца подарил музею сын Тарас. Остальные экспонаты – предметы быта, декоративно-прикладного искусства – собрали жители Кривеля. Дом-музей – единственный социально-культурный центр в деревне. Здесь проводятся все праздники, можно посмотреть фильмы с участием Алейникова и найти хороший отдых для души.

Использован материл книги "Зямля Могилевская" = The Mogilev Land / авт. текста Н. С. Борисенко ; под З-53 общ. ред. В. А. Малашко. – Могилев: Могил. обл. укруп. тип. им. Спиридона Соболя, 2012. – 320 с. : ил.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.