Вверх

Вы здесь

Туров Виктор Тимофеевич

Народный артист Беларуси и Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР Виктор Тимофеевич Туров родился 25 октября 1936 года в Могилеве.

Когда началась Великая Отечественная война, его семья уехала из города в деревню, а отец ушел в партизаны. Зимой 1942 года отец пришел встретиться с родными и был схвачен немцами, а затем в могилевской тюрьме расстрелян. Через некоторое время арестовали мать, Виктора и его сестру отправили в Германию в семейный концлагерь под Аахеном. В 1945 году пришло освобождение, и Виктор Туров вернулся домой.

Через год после окончания школы Туров уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В институте он попал на курс к Александру Довженко и Михаилу Чиаурели. Влияние Довженко на его учеников было огромным. Он стремился научить каждого «говорить своим голосом». В результате значительной группе его учеников удалось оставить заметный след в развитии киноискусства, в том числе и Виктору Турову, который на протяжении всей своей жизни считал Довженко своим учителем и крестным отцом.

Виктор Туров начинал свой путь в искусство на киностудии «Беларусьфильм», куда пришел в 1959 году. Свою первую картину «Наш Солигорск» он создал в жанре документального кино. Затем последовало военное кино. Первой работой на эту тему стал фильм «Звезда на пряжке», вышедший в 1962 году.

Международное признание Виктор Туров получил в 1965 году после создания своего первого полнометражного фильма «Через кладбище» по повести Павла Нилина. Этот фильм был встречен как новое явление в кинематографе. Он отличался совершенно новым для своего времени взглядом на тему партизанского движения и оккупации. Создав яркий визуальный образ войны с ее реалиями и атмосферой, режиссер сосредоточил внимание зрителей не на череде победных партизанских рейдов, а на переживаниях вынужденно оказавшихся в оккупации: что происходило в душах тех, кто испытал шок разочарования, но все же нашел в себе силы на борьбу с захватчиками.

Весь фильм построен на неоднозначности чувств и состояний персонажей, в нем режиссер не спешит высказывать свое отношение, предоставляя зрителям самим разобраться в ситуации. Эта новизна трактовки и обусловила особый интерес к фильму – сопричастность аудитории происходящему на экране и довольно жесткую критику официальных инстанций. Фильм «Через кладбище» получил Диплом II степени и приз за лучший режиссерский дебют на кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии. В 1994 году решением специальной комиссии ЮНЕСКО он вошел в число ста лучших мировых фильмов о войне.

Следующим значительным фильмом Турова стала картина «Я родом из детства», вышедшая на экраны в 1966 году. Это тонкая, лирическая киноповесть о детстве тех, кто во время Великой Отечественной войны впервые перенес тяжесть утраты близких, желание мстить врагу и стремление к счастью. Герои фильма – мальчишки Игорь и Женька – живут в прифронтовом городе и ждут отцов, братьев и сестер. В ленте впервые с экрана прозвучали песни («На братских могилах», «Холода-холода», «Звезды») Владимира Высоцкого, сыгравшего в картине одну из ролей. В 1967 году фильм получил дипломы за лучшую режиссуру (Виктор Туров), за женскую роль (Нина Ургант) на кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии. По опросу белорусских критиков «Я родом из детства» признан лучшим фильмом, созданным за всю историю белорусского кино.

В дальнейшем Виктор Туров плодотворно сотрудничал с Алесем Адамовичем над дилогией «Партизаны», в которую вошли фильмы «Война под крышами» (1967) и «Сыновья уходят в бой» (1969). Эти две картины завершили военную тематику в творчестве Турова. К ней режиссер вернется еще только один раз – в фильме «Переправа», снятом в 1987 году. Фильм рассказывает о совместной советско-польской борьбе с фашистами в 1944 году, о взаимодействии советских партизан с отрядами Армии Людовой. Картина была снята совместно студией «Беларусьфильм» и кинообъединением в Варшаве. В 1988 году фильм получил премию министерства обороны Польской Народной Республики.

В 1970–1980-е годы Виктор Туров создал ряд картин, посвященных проблемам современности, экранизировал произведения белорусской и русской классики. В начале 1980-х режиссер создал киноцикл по мотивам трилогии Ивана Мележа «Полесская хроника» – два фильма по две серии: «Люди на болоте» и «Дыхание грозы». Первый фильм кинохроники «Люди на болоте» – вершина восхождения Турова к зрелости художника, наиболее полная реализация его творческого потенциала. Кинолента была отмечена множеством наград. На Всесоюзном кинофестивале в Таллине в 1982 году фильм получил главный приз и диплом, приз за женскую роль и приз Союза кинематографистов Эстонской ССР. В том же году картина получила приз за лучший актерский ансамбль Международного кинофестиваля в Карловых Варах, а в 1983 году – приз Международного кинофестиваля в Маниле. В 1984 году сценарист и режиссер Виктор Туров, оператор Дмитрий Зайцев, художник Евгений Игнатьев, композитор Олег Янченко, актеры Елена Борзова, Геннадий Гарбук и Юрий Горобец были удостоены Государственной премии СССР.

За 37 лет творческой жизни режиссер и сценарист Виктор Туров создал более 20 фильмов. Среди них – ленты «Воскресная ночь» (специальный диплом жюри Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру, 1977), «Время ее сыновей», «Точка отсчета», «Младший среди братьев», «Высокая кровь» (премия Белорусской православной церкви, 1989), «Черный аист» (приз за режиссуру Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь», 1993), сказка «Горя бояться – счастья не видать», «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова».

Последней работой режиссера стал фильм «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», снятый в 1994 году. Сценарий фильма написан по мотивам вышедшей в 1846 году книги писателя Яна Борщевского, основанной на легендах и преданиях. Это сказочный эпос белорусского народа о красоте души людей, живущих на древней земле. В отразившем вечную борьбу добра и зла литературном материале режиссер увидел возможность выразить свое отношение к обществу, тревогу за состояние современного мира и веру в победу добра.

Много времени Виктор Туров отдавал преподавательской и общественной работе. Он был профессором Белорусской академии искусств, академиком Всемирной академии славянского искусства. В 1976–1981 годах работал первым секретарем Союза кинематографистов Белоруссии. В 1995 году Виктор Туров вошел в число 50 известных кинематографистов мира, которые составили почетный комитет по празднованию 100-летия мирового кинематографа. Избрание белорусского кинорежиссера стало высокой оценкой его творчества и профессионализма.

31 октября 1996 года Виктора Турова не стало. Ему было 60 лет. Похоронен мастер в Минске на Восточном кладбище.

Творчество талантливого белорусского режиссера высоко отмечено государством. В 1979 году он удостоен звания «Народный артист Белорусской ССР», в 1986 году – «Народный артист СССР». В 1996 году за большой вклад в развитие белорусского кинематографа режиссер был награжден медалью Франциска Скорины. В том же году ему посмертно присуждена Государственная премия Республики Беларусь за многолетний вклад в кинематографию.

Выдающегося кинорежиссера любят и помнят у него на родине. Виктор Тимофеевич, в свою очередь, очень любил Беларусь и родной Могилев. И не случайно могилевская железнодорожная окраина, где он рос, позже была воспета им в фильме «Я родом из детства».

Его именем названа улица в Могилеве. В областном центре на фасаде здания кинотеатра «Родина» 29 октября 2003 года открыта памятная доска Виктора Турова (арх. В. Кононов). Ежегодно в конце осени «Могилевоблкиновидеопрокат» и Могилевское областное отделение Союза кинематографистов Республики Беларусь проводят «Туровскую осень» – цикл мероприятий, посвященных известному белорусскому кинорежиссеру.

В Беларуси учреждены творческие награды имени режиссера. На Международном кинофестивале «Лістапад» вручается приз «За лучший фильм конкурса молодого кино» имени народного артиста СССР В.Т. Турова, на Республиканском фестивале белорусских фильмов, который традиционно проходит в Бресте один раз в два года, – приз имени Виктора Турова за лучший дебют в кинорежиссуре.

Использован материл книги "Зямля Могилевская" = The Mogilev Land / авт. текста Н. С. Борисенко ; под З-53 общ. ред. В. А. Малашко. – Могилев: Могил. обл. укруп. тип. им. Спиридона Соболя, 2012. – 320 с. : ил.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.