RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Директор Горбовичского УПК детский сад – средняя школа Чаусского района – о роли школы в воспитании учеников, новациях в образовании и личном общении с детьми

Не потерять за бумагами личность

23—24 августа состоится Республиканский педсовет. На его полях запланирована работа 18 секций, которые в общей сложности объединят около тысячи педагогов со всей страны.

О чем будут говорить работники системы образования? Спектр вопросов для обсуждения широк, да и нововведения в новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, предложенные профильным ведомством, неоднократно рассматривались в Правительстве, на заседании Республиканского совета ректоров, совещаниях. В частности, это повышение роли патриотического воспитания, совмещение выпускных экзаменов по математике, русскому или белорусскому языкам и ЦТ по этим предметам, что, по мнению министра образования Игоря Карпенко, позволит уменьшить нагрузку на учащихся 11-х классов, повысить объективность оценки знаний. Планируется расширить целевой набор и снять ограничения с населенных пунктов, где проживает менее 20 тысяч человек. Вместе с тем будет создаваться конкурсная ситуация по целевым местам и повышаться ответственность местных органов власти и госуправления, которые будут выдавать целевое направление.

Если говорить о последней норме, то ее введение создаст равные возможности для обучавшихся платников и бюджетников. Плюсы несомненны: гарантированное рабочее место на время отработки по распределению, денежная компенсация в связи с переездом на место работы, единовременное пособие в размере оклада при трудоустройстве, ежемесячные выплаты молодому специалисту и так далее. Но и государство получит конкретный эффект: снижение безработицы среди молодежи, закрепление молодых кадров на рабочих местах.

Иными словами, подходы выверены, комплексно проработаны и поддержаны не только педагогическим сообществом, но и широким кругом общественности. Премьер-министр Роман Головченко во время совещания по вопросам образования особо акцентировал, что если Президентом будут поддержаны предложения по совершенствованию системы образования, то все изменения вступят в силу до 1 сентября 2022 года.

В воспитании ребенка нужно объединять усилия школы и родителей, считает учитель из Чаусского района

Наверное, ни одна другая сфера нашей жизни за последние десятилетия не подвергалась такому числу реформ, как образование. Стоит признать, не все из них оказались успешными, но в том и ценность ошибок: благодаря им формируется опыт. Школьное обучение в Беларуси общедоступно. Все в порядке и с компьютерами, и с планшетами. Но если заглянуть глубже статистики, масштабировать до конкретной школы, то как здесь обстоят дела? Учат ли ребят мыслить самостоятельно, а не искать ответ в интернете? Накануне Республиканского педсовета  директор Горбовичского УПК детский сад – средняя школа Чаусского района Оксана Романова рассказала о том, какой же должна быть наша система образования, к чему стремиться и на что делать ставку.

— Оксана Анатольевна, одна из обсуждаемых тем в сфере образования в последнее время — совмещение выпускных экзаменов и централизованного тестирования. В идее есть рациональное зерно: это позволит уменьшить нагрузку на учащихся 11-х классов. Какие еще плюсы новой модели?

— Считаю, что в данном случае преследуется цель уменьшить эмоциональную нагрузку на ученика. Ведь посмотрите: сперва он держит испытание в школе, затем готовится к тестированию и проходит его уже в вузе. Экзамен в СШ влияет на балл аттестата, а ЦТ — другое государство со своими правилами. Понятно, что в любом случае это стресс. Совмещение школьных и вузовских экзаменов позволит минимизировать переживания у выпускника. К тому же повышается ответственность самих учащихся за результат работы на уроках, который напрямую повлияет на поступление в вуз. А педагоги объективнее будут выставлять отметки. Над правильной формой новой оценки знаний школьников думают давно. Могу высказать свое видение, скорее, пожелание. Полагаю, экзамен в школе — хорошая проверка для детей. В каком плане? Они лично беседуют с учителем. В данном случае не теряется форма живого общения. Мы все больше уходим от прямого контакта с учеником, чего быть не должно.

— Тогда второй вопрос по этой теме. Если говорить о выпускниках, выбирающих для продолжения образования вузы. ЦТ — форма проверки знаний, которая себя зарекомендовала. В то же время не раз отмечалось: за ребенком нужно видеть личность. Вот и предлагается ввести внутренний экзамен по профильному предмету при поступлении на отдельные специальности. Поддерживаете такую новацию?

— Именно об этом и говорю. Только при живом общении можно разглядеть за ребенком личность, оценить его сильные стороны: самообладание, целеустремленность, аргументацию точки зрения. Посмотрите, за экраном компьютера или телефона можно высказывать самое смелое мнение — тебя ведь не видно. Когда же общение переходит в живую плоскость, ход его уже совсем другой. Так и в случае с экзаменами. Важно не потерять за бумагой, тестами и вариантами ответов думающего человека. Приведу один из свежих примеров. К нам прибыл молодой специалист — учитель истории. Только пообщавшись с выпускницей Могилевского госуниверситета имени Кулешова, поняла, что нашей школе повезло. Сразу увидела ее манеру вести диалог, позицию в предмете, который так важен для старшеклассников.

— С нового года в школах введут факультативное занятие «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Цель курса ясна: побудить учащихся к духовному и нравственному развитию. Почему крен школы в воспитательную функцию так необходим?

— Посудите сами: введение такого факультатива продиктовано временем. Более того, в школе появится еще ставка учителя патриотического воспитания. Это работа должна быть комплексной, ведь в какой-то момент мы упустили наших ребят. Меньше уделяли внимания их духовному воспитанию, реже объясняли, как важно сохранить страну мирной и процветающей. Пробелы нужно наверстывать. В нашей школе, к примеру, есть замечательный музей. Это хорошая площадка, чтобы проводить там уроки, внеклассные часы. Ведь когда есть наглядный материал о вехах нашей истории, он воспринимается и осмысливается легче. К тому же ребенок должен видеть всю цепочку — от военной истории до современности. Тогда у него сформируется четкое понимание, в каком направлении двигается наша страна.

— В воспитании ребенка основная ответственность лежит на родителях или на школе?

— Вижу идеальную модель такой. Формирование личности ребенка начинается в семье, школа уже корректирует. Папа и мама формируют мировоззрение ребенка, его четкий стержень. Когда ученик в школе, он попадает в социум, где разные мнения. К ним прислушивается, наблюдает. И если этот стержень сформирован, думающего ребенка обмануть очень сложно. Но если в семье постоянный негатив, нагнетание обстановки, любая реплика, пусть это школа или двор, может увести в другую сторону.

— Оксана Анатольевна, так к чему должна стремиться система образования? Какого выпускника готовить на выходе?

— Может, скажу громко и пафосно, но школа должна готовить патриота. За этим понятием стоит целеустремленность, свежие идеи, которые принесут пользу сферам, где будет работать выпускник. Ведь государство дорожит каждым молодым человеком, его мыслями и где-то новаторским подходом.

КОММЕНТАРИЙ

Начальник главного управления по образованию Могилевского облисполкома Андрей Заблоцкий:

— Республиканский педсовет должен решить много актуальных задач. Будет поднята, на мой взгляд, одна из важных тем — духовно-нравственное воспитание. В школах появятся руководители по военно-патриотическому воспитанию. Это шаг в верном направлении, ведь с детьми будет работать не просто педагог, который проводит уроки допризывной подготовки, а личность с активной гражданской позицией. Отличное начинание — экскурсии по знаменательным историческим местам в рамках пилотного проекта у 10-го и 11-го классов. Все это на достижение общей задачи.

Хочется услышать и мнения по поводу повышения престижа и статуса педагога. Ведь профессий много, и они, как говорят, от педагога, а вот уже сам педагог от бога. Детей должны учить лучшие из лучших. Если мы упустим учителей, сферу образования, будущее будет весьма туманным. Ведь сейчас на первый план выходит даже не обучение, а воспитание личности, настоящего гражданина, патриота через образовательные средства. Ожидаем и решения вопроса в системе совмещенного экзамена. Тем самым сможем достичь объективности оценивания как итоговой аттестации после 11-го класса, чтобы были единые подходы и требования.

Татьяна Бизюк, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна