Рус Бел Eng 中文

Каким быть нашему образованию - заместитель директора по учебной работе горецкой гимназии № 1 Ирина Холюкова

У истоков формирования народа как единой нации всегда стояли учителя и воспитатели. Эту простую истину Глава государства напомнил во время Республиканского педагогического совета на прошлой неделе. Именно поэтому перезагрузку системы образования Александр ­Лукашенко назвал вопросом государственной важности. Дабы не повторялись ошибки прошлого. Однако каким образом система может быть реформирована и к чему это приведет в будущем — эти вопросы корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» обсудила с заместителем директора по учебной работе горецкой гимназии № 1 Ириной Холюковой.

  Перезагрузить систему

- У нас сложилась довольно крепкая система национального образования, и мы не стоим на месте — ежегодно внедряются различные инновации. Поэтому это скорее не перезагрузка, а обновление. И оно должно быть направлено на то, чтобы сблизить учителя и ученика. Особенно это касается учителей постарше. Если удастся соединить их во взглядах, мыслях, идеях с детьми — будет толк. Здесь многое зависит и от самого учителя. Он должен понимать, что живет и работает в новых условиях, с новыми детьми.

Поэтому совершенствование и рост самого педагога как личности должны стоять на первом месте. Он должен быть с ребятами на одной волне, интересоваться тем же, что и они. Только личность может воспитать личность.

А сейчас наши дети гораздо больше понимают, чем мы, в тех же новых технологиях, социальных сетях. Это должно для нас стать стимулом дорасти до детей. Если учителя это поймут, то и перезагрузка пойдет быстрее.

Воспитать патриотов

- Патриотизм — это то, что прививается всю жизнь. Все большое начинается с малого, поэтому и целесообразно говорить о непрерывном патриотическом воспитании. В школах эта работа ведется постоянно. Только на примере моей школы — ежегодно 80 процентов наших учеников посещают экскурсии. Осенью и весной, каждый класс обязательно. Практически всю Беларусь и на поезде, и на автобусе мы объездили — только подавай.

Найти контакт с родителями

- У учителей и родителей должно быть единство требований, общность взглядов и тесное сотрудничество. Конечно, это не всегда получается. Зачастую приходят родители со своим «мы все знаем», «мы все умеем» и «нам все позволено». К сожалению, мы сами создали такую ситуацию — слишком много позволяли, теперь они могут выбрать учителя, выбрать программу, учебник, они сами решают, в чем ребенок пойдет в школу. Вообще, школа должна получить больший простор в своих действиях. Некоторых родителей просто необходимо осекать. Я же не учу своих врачей, какие мне таблетки пить. Так и родитель, если он отдал ребенка в школу, то должен школе доверять. Чтобы этого достичь в нашей школе, мы начали проводить много совместных досуговых мероприятий. У нас на протяжении многих лет работает клуб «Семья». Встречи всегда проходят по‑разному — это и неформальные заседания либо лекционные, либо концерты. У нас работает и клуб отцов. Мы проводим фестиваль семейного творчества «Талант поколений», и здесь важен сам процесс подготовки к нему — потому что за то время, когда ребенок с семьей приходят на репетиции, тогда и находятся те самые точки соприкосновения с учителем.

Поднять статус учителя

- Я как учитель русского языка и литературы не могу сказать, что мне учебники не нравятся. Они насыщены заданиями, поэтому не приходится ничего изобретать, а пользоваться уже готовыми, и это удобно. Но, на мой взгляд, для того чтобы сделать учебник идеальным — это должен быть труд не одного коллектива людей. Думаю, что на все сто процентов закончить эксперименты с учебниками не получится. Потому что учителя‑практики в процессе работы с теми же новыми учебниками замечают, что лучше идет, а что нет. И хорошо, что в Национальном институте образования есть обратная связь и возможность внести свои предложения. Поэтому учебники будут совершенствоваться постоянно.

СБ

 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна