RU BY EN 中文
Twitter Instagram

На лодке и с ярким чемоданчиком. Лидия Жигалина из Климовичского района более 35 лет работает синоптиком

Жигалина на посту

Вот что скажет на референдуме климовичский синоптик с 35-летним стажем: «Свою погоду в стране делаем сами!»

Хозяйка реки, укротительница стихии, лесная фея. Какие только шуточные ассоциации не приходят в голову после знакомства с Лидией Жигалиной, более 35 лет работающей гидрометнаблюдателем на старейшем из гидрологических постов Могилевской области — на реке Остер в деревне Ходунь Климовичского района, основанном еще в 1943 году. Всего же в регионе 12 гидрологических постов, шесть из которых в сельской местности и один озерный.

Мороз или дождь, половодье или засуха, праздники или выходные. Каждый день утром и вечером в строго отведенное время Лидия Васильевна, вооружившись ярким чемоданчиком с необходимым оборудованием и надев болотные сапоги, спешит к реке, чтобы произвести замеры. Ее задача — следить за атмосферными явлениями, в частности измерять уровень и расход воды в реке, ее температуру, скорость течения. Чтобы вычислить расход воды, топором или буром нужно сделать несколько лунок и опустить в нее гидрометрическую вертушку. Высоту покрова синоптик замеряет в десяти точках при помощи рейки и цилиндра. В зимнее время добавляется еще и снегосъемка: взвешивание снега на весах и расчет его плотности.

— Результаты наблюдений оперативно передаю в областной гидрометцентр по телефону. Никаких исключений. Даже 1 января сведения должны поступить в Могилев к 08:15, — улыбается Лидия Жигалина. — А раз в месяц отправляю отчеты в бумажном варианте, поэтому среди рабочих инструментов у меня есть блокнот и карандаш (чернила не подходят, так как расплываются и выгорают). За годы работы исписала 36 больших журналов. Это по количеству отработанных лет: 28 февраля будет ровно 36 лет, как я на посту во всех смыслах.

На малую родину в Ходунь Лидия с семьей вернулась из Украины в 1985 году.

— Тогда была в декретном отпуске, — вспоминает собеседница. — Моя предшественница на тот момент отработала синоптиком 35 лет и устала, захотела уйти. На смену предложила меня и, помню, пожелала отработать столько же. Тогда я сомневалась: так долго! Но вот и сама перегнала ее по стажу.

Нынешняя зима выдалась настоящей, с морозами и снегом, поэтому работы у Лидии Васильевны хватало. С приближением весны и возможных паводков и вовсе наступила горячая пора. Время половодья, а значит, хлопот больше. Ту же снегосъемку надо делать не каждые десять дней, а в два раза чаще, чтобы определить запас воды в снеге.

— Будет большая вода или нет, зависит не столько от количества снега, сколько от того, как быстро он растает, — делится Лидия Васильевна. — Медленно — земля впитает воду, быстро — река выйдет из берегов. Заранее это предсказать очень и очень сложно. С природой спорить невозможно, даже в течение суток погода кардинально может поменяться. Например, на 8 утра 13 января было минус 24,5 градуса, а ровно через сутки уже плюс 1,5. Самый большой паводок, насколько я помню, был в первые годы моей работы. Тогда река вышла на пойму и приблизилась вплотную к лесу. Скорость течения я тогда замеряла по оросительным каналам. Максимально же вода в Остере, согласно данным, поднималась до отметки 310 сантиметров, сейчас эти цифры куда скромнее: в прошлом феврале — чуть более 180, в этом году — пока 153.

Немало времени на природе Лидия Жигалина проводит и в часы досуга, благо до леса рукой подать. Наведывается туда от первых ягод и грибов до поздней осени и никогда с пустой посудой домой не возвращается. Сопровождают ее верные хвостики — две собаки. Но почившего Умку, признается, они заменить не смогли.

— Тот полностью оправдывал свое имя, был знаменит на всю деревню, — вспоминает друга Жигалина. — Как-то отправилась за грибами и потеряла оставленный в чаще велосипед. Пес понял мою беду и вывел меня к двухколесному. Или еще случай. Бросила лыжи и пошла по делам, а он подобрал их и несет за мной. Умка всегда верно ждал меня на берегу, пока я на лодке плавала по реке, делая замеры, или рыбачила. Встречаюсь и с дикими зверями. Время от времени к реке приходят зайцы, лисы, бобры, бывает, уток увижу или выдра из лунки выскользнет.

Сын Лидии Жигалиной живет в Слониме, дочь — в Могилеве, но маму навещают регулярно. Особенный восторг эти поездки вызывают у четырех внучек. Девочки трех и двенадцати лет с удовольствием идут на реку и помогают синоптику работать.

Кстати, за плодотворный труд, высокий профессионализм и успешное выполнение должностных обязанностей несколько лет назад Лидию Жигалину отметили почетной грамотой Белгидрометеоцентра. Успешна и в общественной жизни. Несколько раз избиралась депутатом сельсовета и старостой деревни, помогла сельчанам отстоять Хотовижский фельд­шерско-акушерский пункт, который хотели закрыть. С удовольствием ведет группу, посвященную Ходуни, в соцсетях.

— У нас замечательная страна, чувствуется забота государства о людях: бесплатны здравоохранение, учеба, — утверждает она. — Вот пример. Когда трагически погиб мой муж, сын только оканчивал школу, и затем в Военной академии отучился полностью за счет гособеспечения. Дочь в Полоцком госуниверситете тоже получала стипендию и была обеспечена жильем. Но что важно, дети и сами не спали в шапку: старались, учились. В этом вижу формулу успеха — государство только подставляет плечо, а человек должен прикладывать усилия сам. Свою погоду в стране делаем сами! Нельзя перекладывать ответственность на других. За это и выскажусь на референдуме!

Любовь Соловьева, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна