RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Народный учитель Беларуси Валерий Барашков — о родительских стереотипах, современных школьниках и престиже профессии

30 мая школы завершают учебный год. Он выдался непростым и всех проверил на прочность. И учителей, которым в последней четверти порой пришлось работать с максимальным тактом и двойной нагрузкой: и в классах, и для учеников на удаленке. И самих школьников, ведь учебу никакая эпидситуация не отменяет. Наверняка каждый вынес свой урок. Главный − лучше всегда быть оптимистом! На этом стоит Валерий Барашков, первый в истории страны педагог, удостоенный почетного звания «Народный учитель Беларуси». Через месяц ему исполнится 70. А он по‑прежнему у доски — вот уже более 45 лет преподает физику. Благодаря педагогу Могилевского областного лицея № 1 сотни мальчишек и девчонок влюбились в сложный учебный предмет. Сам Валерий Васильевич согласен с Президентом, который считает, что учителю нужно жить той жизнью, которой живет его ученик. Наш собственный корреспондент расспросила Валерия Барашкова о его приоритетах, ценностях и взглядах на профессию.

— Валерий Васильевич, коронавирус внес коррективы в образовательный процесс. После каникул на занятия вернулись не все школьники. Родители переживают, что их дети недополучили знаний. Как вы считаете, есть ли повод для серьезных волнений по этому поводу? И нужны ли в нынешней ситуации радикальные меры личной безопасности? Вы, например, на рабочем месте и, как вижу, без перчаток…

— Я в перчатках. Но — невидимых. Это очень просто, уверяю вас как физик: вы хорошенько намыливаете руки и не споласкиваете водой, а даете им высохнуть. Образуется своеобразная пленка — прекрасная защита. На время, конечно. Но ведь процедуру можно повторить. То же самое с учебой. Что дети потеряли за последнюю четверть, не посещая школу? То, что легко наверстать. Я всегда говорю: «Повторение — мать учения». Для тех, кто хочет постигать что-то новое, нет преград. А то, что мы не задержались надолго в онлайн-формате, — правильное решение.

Уже доказано, что в свободном режиме могут себя заставить работать лишь 20 процентов школьников. Остальные будут делать вид, что учатся, а сами, сидя за монитором, предпочтут развлекаться.

Так что лучше образовывать детей не дистанционно, а в учебном заведении. Там и контроль строже, и мотивация другая — обучение идет через социализацию. Детям важно, какие они вызывают эмоции у педагога, одноклассников. Их стимулируют и похвала, и порицание, и соревновательный процесс. Могу это сравнить с просмотром чемпионата Европы по футболу. Одно дело — смотреть в одиночестве по телевизору, другое — когда ты на стадионе, в окружении таких же болельщиков, эмоции будут иными. Опять же, в режиме глаза в глаза педагог всегда готов к экспромту, может что-то объяснить с помощью интересных примеров.

С аттестацией никаких проблем не вижу. Учителя прекрасно знают своих детей, знают потенциал и способности каждого и могут оценить их работу в целом за год, так что отменять школьные экзамены нет смысла. ЦТ в этом году стартует на две недели позже. А чтобы соблюсти санитарно-эпидемио­логические меры на русском языке и математике (эти предметы сдают наибольшее количество абитуриентов), выделят два дня.

— Мне доводилось бывать на ваших уроках. Помню, как вы объясняли явление фотоэффекта: «Это выбивание светом электронов из металлов. Представьте, что металл — класс, парты — атомы, а вы — свободные электроны. Если сюда зайдет крепкий учитель физкультуры, то запросто сможет вытащить за дверь любого из вас. Хрупкой учительнице математики дотянуть до двери ученика сил не хватит. Значит, фотоэффект не состоится». По-вашему, главное в учебном процессе — заинтересовать ученика, суметь даже самые сложные вещи объяснить доступно и интересно?

— Заумная терминология скучна, не доходит ни до ума, ни до сердца, поэтому я предпочитаю объяснять все по—простому. Иначе недолго отбить интерес к предмету. И еще, на мой взгляд, важно не просто пересказывать параграф или какую-то тему у доски, а вовлекать учеников в процесс. Чтобы им было проще, показываю наглядно, в игровой форме. И не устаю повторять: физика — это наука, которую можно и нужно трогать руками.

— Так они и трогают. У вас очень много изобретений: карманный ксерокс из обычной шариковой ручки, изоленты и провода, с помощью которого вы размножали задачки для школьников; прибор, которым вы измеряли магнитное поле внутри гвоздя, пригодившийся на республиканской олимпиаде по физике… Эксперименты продолжаются?

— Конечно. Мы постоянно придумываем что-то новое, в нашей двух­этажной лаборатории тысячи нужных вещей. Больше всего детям нравится изучать предмет как раз не в теории, а на практике и на собственном опыте. Вообще, я уверен, что учеников надо удивлять. Я своих оцениваю даже не только и не столько за знания, сколько за отношение к делу. А еще толкую детям: никогда не бойтесь говорить, что чего-то не усвоили.

— Может, учебники чересчур заумные? Иногда такое чувство, что их авторы с учеными степенями просто стесняются подавать материал простым языком. Оттого в книгах и перегруженность информацией, и сложность изложения…

— В этом учебном году я был в составе экспертной группы при Министерстве образования, которая анализирует содержание и эффективность учебных изданий. Один из 11 педагогов-практиков написал отрицательную рецензию на новый учебник физики для 11-го класса. Нет, написан он хорошо. Но — для профильного класса. Я обозначил свою позицию так: научность, конечно, терять нельзя, но для массового пользования, для обычной школы, учебник должен быть проще. Конечно, авторы осознают: многие 11-классники будут поступать в вуз, а значит, должны иметь соответствующую подготовку. Но еще раз повторюсь — для таких детей нужно издавать профильные учебники или даже с углубленным изучением предмета.

— Как вы думаете, ребенка сегодня нужно развивать всесторонне или, раскрыв в юном возрасте его склонности и таланты, начать углубленно изучать предметы, которые понадобятся при поступлении?

— Последние исследования в области мозга показали, что филологов нужно мучить математикой, а математиков и физиков — лингвистикой. Я говорю детям: наш мир настолько стремителен, что многим из вас в будущем, возможно, придется сменить не одну профессию, поэтому учиться нужно всему.

Мне непонятны рассуждения некоторых взрослых: мол, физика им в жизни не пригодилась… Парирую: тогда откажитесь от холодильника, машины, не пользуйтесь электричеством. Это ведь все — физика. А лицеистов наставляю: будете понимать физику — сумеете правильно заряжать свой смартфон, чтобы не «убить» батарею, а аккумулятор вашего автомобиля при грамотном использовании прослужит не 5, а 15 лет.

Современному человеку, чтобы быть успешным, нужна и математика, и общественные науки, тогда у него сформируется адекватное мнение об окружающей среде.

— Вы вспомнили о смартфонах. Гаджеты, на ваш взгляд, помогают учебному процессу или тормозят и его, и развитие детей в целом?

— Однажды я для себя сделал такой вывод: пользование смартфонами детей на уроках можно приравнять к употреблению спиртного их родителями на производстве. Потому еще лет 10 назад запретил лицеистам приносить мобильники на уроки. Этим несомненным благом надо пользоваться дозированно. Заходя в комнату, где слишком яркий свет, вы же не пялитесь часами на лампочку, а отводите взгляд — ваш организм сигнализирует, что глазам нужен отдых. Так же и с едой — вы не жуете сутки напролет. Зато часами висите в смартфонах в интернете, не подозревая, что не просто давно утолили информационный голод, а едите все без разбора — и полезное, и вредное. А ведь ваша умственная система работает, как пищеварительная: ей нужно время для осмысливания, переваривания. Последние 4 года, правда, я несколько изменил тактику. Десятиклассникам, которые приходят ко мне изучать физику, во втором полугодии телефонами на уроках пользоваться не разрешаю. Пусть развивают и речь, и память. А когда они уже отвыкают от гаджетов, в 11-м классе табу снимаю, потому что мобильники больше не мешают образовательному процессу.

— Образовательный процесс за последние годы претерпел серьезные преобразования. Что принесло пользу, а что требует доработки?

— Образование усложнилось — это касается всех предметов, время на изучение тем сократилось, подходы к преподаванию другие. А дети стали более раскрепощенными, развитыми, у них больше простора для развития. То, что появилась десятибалльная система оценки знаний, хорошо: это дает педагогу больше вариантов для маневра. Преимущества ЦТ вижу в том, что оно заставило учителей научиться решать задачи и искоренило блат, процесс поступления в вузы стал прозрачным. Вообще, система образования меняется к лучшему: укрепляется материальная база, появляются новые разработки, методики. Но, как говорится, нет предела совершенству. Я не устаю повторять своим ученикам, что люди, которые добиваются успеха (это исторический факт), всегда занимались самосовершенствованием.

— Дайте совет молодым педагогам: на что ориентироваться, чтобы и престиж профессии поднять, и карьеру грамотно построить?

— Об авторитете учителя лучше всех сказал Президент: надо жить жизнью ученика, сходить с ним в поход, поиграть в шахматы… Я живу так много лет, потому что давно уяснил, что детей надо любить, быть с ними на одной волне. Ведь спустя много лет они могут не вспомнить, кто объяснял им урок, но никогда не забудут того, кто после уроков пел с ними песни у костра.

И молодым коллегам толкую: в жизни, как в электричестве, самое главное — контакты. Кстати, сегодня в школе много хороших, талантливых, креативных педагогов. Все, что нужно нынешней молодежи, — совершенствоваться, учиться, не бояться трудностей, потому что преодоление — путь к развитию личности.

СБ

 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна