Агропромышленный комплекс уже давно не назовешь консервативным. Новейшие образцы техники, передовые технологии в АПК, IT-решения для сельского хозяйства. Но чтобы эти направления развивались, нужны не только разработки ученых, но и специалисты, которые с техникой на «ты». Акцент на инновации — последний тренд в подготовке кадров в сельхозвузах. Как можно совмещать в образовательном процессе академическую основу с передовыми направлениями? Об этом и не только наш разговор с первым проректором Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Андреем Колмыковым.
Абитуриенты с конкретной целью
— Андрей Васильевич, ребятам, которые выбирают вузы сельхозпрофиля, государство дает много преференций: целевой набор, вариативность сдачи вступительных испытаний — ЦТ или внутренние экзамены, особые условия для учеников агроклассов. На ваш взгляд, такие меры повышают интерес у абитуриентов поступать в аграрные вузы?
— Государство уделяет большое внимание инновационному развитию агропромышленного комплекса, который не только обеспечивает продовольственную безопасность, но и формирует экспортный потенциал экономики. Подготовка высококлассных специалистов для аграрного производства — первостепенная задача. В этом случае можно применить выражение «кадры решают все». Поэтому аграрным вузам и предоставлен целый комплекс преференций при приеме абитуриентов на первый курс. Безусловно, эти бонусы привлекают ребят, особенно из сельской местности, дают им возможность выбрать одну из сельхозспециальностей по душе и поступить в агровуз.
Что касается целевой подготовки. Она стимулирует студентов к успехам в учебе в том числе и потому, что организации-заказчики доплачивают к студенческой стипендии. Плюс и в том, что будущий выпускник уверен в завтрашнем дне: ему гарантировано распределение в сельхозорганизации по месту жительства родителей, то есть вернуться уже в статусе молодого специалиста на свою малую родину.
— Насколько в таком случае эффективна схема, при которой до 60 процентов набора студентов — целевики?
— Это очень хорошая схема. Она дает возможность готовить кадры для конкретных хозяйств и предприятий АПК. Вместе с тем накладывает и определенную ответственность на заказчика, так как он, по сути, должен найти конкретного человека, с которым будет заключен целевой договор, и направить его для обучения в аграрный вуз. К сожалению, зачастую эта работа ложится на плечи высшего учебного заведения. Поэтому система будет иметь максимальный эффект при совместной скоординированной работе заказчика кадров и вуза.
— Если условия труда плохие, а в коллективе никудышный микроклимат, даже мотивированного студента это может оттолкнуть. Распределение отбудет и… Как заинтересовать ребят оставаться в хозяйствах?
— Конечно, хороший микроклимат и сплоченность трудового коллектива — важная составляющая мотивации в работе. Поэтому все зависит от руководителя предприятия. Опытный управленец использует не столько административные рычаги, сколько человеческие взаимоотношения, которые позволяют молодым людям, несмотря на тяжесть труда, профессионально развиваться и становиться хорошими специалистами.
С прицелом на рынок труда
— Сколько ребят планируете принять в этом году в академию и каких абитуриентов ждете?
— В 2021 году академия планирует принять на первый курс дневной формы обучения 962 человека, из них 900 на бюджет и 62 — на платной основе. Мы ждем и рады каждому абитуриенту, будь то выпускник сельской школы или колледжа либо житель города. Проводим серьезную профориентационную работу, которая охватывает все 118 районов. И наша цель: достучаться до каждого выпускника школы или колледжа — потенциального абитуриента академии.
— Планируется ли вводить новые специальности или пересматривать цифры набора в связи с современными требованиями рынка?
— Сегодня сельхозакадемия набирает ребят по 19 очень востребованным специальностям, причем разных профилей: биологического, инженерного, экономического. Каждое направление интересно и формирует необходимые компетенции у студента для дальнейшей работы на производстве. Мы изучаем основные тенденции развития аграрного производства, рынок труда. И безусловно, с учетом новых инновационных подходов в АПК, в частности развития органического земледелия, цифрового сельского хозяйства, умного животноводства и растениеводства, в будущем будем вводить новые специальности.
— На нынешней выставке «Белагро» презентовали трактор-беспилотник. Видно, что информационные технологии активно внедряются в сельское хозяйство. Насколько вуз успевает за требованиями времени — готовить не только грамотных, но и продвинутых специалистов?
— Постоянно следим за новшествами и инновациями в аграрном производстве. В образовательном процессе рассматриваем самые современные технологии сельхозпроизводства, причем используем и передовой опыт зарубежных стран. У нас эффективно работает лаборатория точного земледелия, студенты изучают возможности использования беспилотных летательных аппаратов и данных дистанционного зондирования Земли в сельском хозяйстве. Могут поработать на производственной практике на умной технике, изучить инновационные технологии и современные производственные процессы в растениеводстве и животноводстве. Стремимся идти в ногу со временем и готовим востребованных на производстве специалистов.
Опытным путем
— Сельхозакадемия — особый вуз. Здесь отличные материально-техническая база, лаборатории, опытные поля. Практикоориентированность начинается едва ли не с первого курса. Получается, она позволяет студентам погрузиться в учебу с головой.
— Академия располагает современным учебно-научным центром с мощной материально-технической базой. Это и ботанический сад, плодопитомник, лаборатории, опытное поле, а также современное оборудование, стенды, сельхозмашины и механизмы. Сама среда и атмосфера академического городка создает условия практико-ориентированной подготовки студента, начиная с первого курса, и позволяет каждому из них получить необходимые теоретические знания и практический опыт.
— Андрей Васильевич, есть ли у студентов стажировки, сотрудничает ли агровуз с зарубежными учреждениями образования?
— Одно из важнейших направлений — международная деятельность, которая обеспечивает экспорт образовательных услуг, развивает научные связи. Происходит обмен педагогическим опытом, стажировки преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов за рубежом. У академии более 130 действующих международных договоров с вузами стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. И это сотрудничество очень эффективное. Студенты академии ежегодно выезжают на стажировку в аграрные вузы России, Германии, Польши, Литвы, Латвии и других государств. Также могут участвовать в различных международных проектах, связанных с обменом студентами между вузами, и в рамках их также пройти стажировку за рубежом.
Татьяна Бизюк, СБ
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
14.03.2025 - 13:14
13.03.2025 - 14:37
12.03.2025 - 09:55
06.03.2025 - 09:13