Рус Бел Eng 中文

Приходят за книжками – попадают на представление. В детской библиотеке в Осиповичах работает кукольный театр

Они не считают кукол игрушками, а свое дело – только развлечением. Школьники из Осиповичей уверены: их образцовый кукольный театр «Ялiнка» – это искусство, воспитательный процесс и только потом развлечение. Через спектакли ребята учатся сами и учат других добру, справедливости, человечности.

Настя и тетя Кошка …

Буратино, Петрушка, Пеппи Длинныйчулок, Баба-яга, Чебурашка… Перчаточные, планшетные, тростевые, ростовые куклы (здесь их больше сотни) оживают в руках актеров, которым от 7 до 15 лет. Спектакли детский образцовый театр «Ялiнка», работающий при городской детской библиотеке, ставит по произведениям русских и белорусских классиков, по собственным сюжетам. 

Тетя Кошка из постановки «Кошкин дом» – один из любимых персонажей 11-летней Насти Курьянович:

– Чтобы зрители тебе поверили, надо вложить в куклу эмоции, найти нужные интонации. Тетя Кошка была дамой высокомерной, самолюбивой, поэтому голос у нее поначалу был капризный, и вела она себя соответственно – на других смотрела свысока. Но сказка тем и хороша, что в ней всегда побеждает добро. Этому мы и учим малышей. 

Шел за книжками – попал на представление

Одноклассник Насти 12-летний Тимофей Карчевский признается:

– Когда я учился во втором классе, пришел в библиотеку за книжками и случайно попал на представление. Меня оно так увлекло, что родители на три часа меня потеряли. Шла сказка о Мальчише-Плохише, который в лесу вел себя ужасно: ломал деревья, мусорил, жег костры. За что и был превращен в Лешего. Ему пришлось очень потрудиться, чтобы снова стать человеком. История меня зацепила, как и куклы. С тех пор я участник коллектива.

Что он, мальчишка, играет в куклы, Тимофея не смущает. И ровесники над ним по этому поводу не подшучивают. Понимают: театр, пусть и детский, – это нелегкий труд.

– Нас не сразу в постановках задействовали, сперва были упражнения для тренировки и улучшения дикции. Мы дружно вслух читали: «Испугался грома Рома, заревел он громче грома», – быстро и без запинки декламирует скороговорку шестиклассник. – А еще учились правильно держать кукол, управлять ими. Игрушка – она как музыкальный инструмент: насколько ты умелый, настолько красиво она и будет звучать. Фальшивая игра ведь никому не нравится. 

Находясь за ширмой, держать куклу над головой 30–40 минут, двигать ею не так-то просто. Неважно, надет Петрушка на пальцы или управляешь игрушкой, что крепится на дощечке. Нужна выносливость: руки затекают, пальцы немеют. Но когда есть желание, все получается. Как говорят сами актеры, занятия театральной деятельностью дисциплинируют, развивают фантазию, учат работать в коллективе. 

Театральная «прививка»

«Иван Иваныч Самовар» по произведениям Хармса, «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» по Пушкину, «Чертов клад» Корот­кевича, спектакли на стихи Маршака, Барто, Чуковского… Репертуар для маленького детского теат­ра, выросшего из кукольного кружка, богатый.

Художественный руководитель Лариса Медведская сама играет в куклы много лет и уверяет, что ей это никогда не надоест:

– Я же постоянно нахожусь в состоянии праздника! И наши дети, вырастая, связывают свою жизнь с творчеством. Валерия Чигилейчик, которая занималась у нас восемь лет, училась в академии искусств, теперь она режиссер-постановщик музыкального театра в Минске.

Лариса Константиновна уверена, что «театральная прививка» на пользу детям:

– Наши актеры через игру помогают воспитывать подрастающее поколение. Ведь посредством сказки, ярких образов проще достучаться до сознания ребенка, чем читать ему нотации. Для детей-зрителей кукла – друг. Когда она оживает на их глазах  –  смеется, плачет, поет, рассказывает истории, –  они ей верят.

Куклы и люди

Самой старой кукле в театре 30 лет. А выглядит перчаточный Буратино с резиновым личиком как новенький. Все потому, что отношение к игрушкам трепетное, объясняет Лари­са Константиновна:

– Буратино приехал к нам из Пите­ра. Петрушку и Мальвину мы лет 17 назад приобрели в Минске. Их хотели отправить «на пенсию», а у нас они обрели вторую жизнь. Есть еще костюмы Солохи, Черта, Вакулы. Наши дети перевопло­щаются в этих сказочных персонажей на Рождество.

Кукол и одежду для них в театре и сами шьют. На создание одной игрушки уходит около месяца, рассказывает Лариса Медведская:

– У нас была художница Валентина Прасалович, почти половина наших сказочных персонажей – ее работа. И я их мастерю.

До пандемии «Ялiнка» гастролировала по детским садам, школам. Теперь юные актеры чаще выступают в онлайн-формате. Но выкла­дываются все равно по полной. Подтвержде­ние тому – победы на районных, областных, республиканских, международных конкурсах. В этом году постановке «Вот какой рассеянный» присудили диплом перво­й степени на XV Международном конкурсе-фестивале сценического искусства «Верь в свою звезду». До этого участники коллектива стали лауреатами Международного онлайн-конкурса детского, юношеского и взрослого творчества «Поколение творчества», ІХ Международного заочного конкурса сценического мастерства «Радость планеты».

Недавно руководитель театра запустила рубрику чтецов в Instagram с хештегом «Разукрасим мир стихами». Подключились даже дети из других городов. 

Юные актеры мечтают, чтобы поскорее закончилась пандемия. Соскучились по живым встречам. Это, говорят, совсем другая энергетика. 

СКАЗАНО

Людмила Жук, заведующая Осиповичской городской детской библиотекой:

– В фондах нашей библиотеки около 28 тысяч книг, и отрадно, что в эпоху гаджетов дети идут к нам. За литературой и, конечно, на кукольные спектакли. Репертуар Лариса Медведская и ее коллектив подбирают такой, чтобы интересно было зрителям разного возраста. За 30 с лишним лет состав участников «Ялiнкi» менялся не раз: на смену выросшим актерам приходили другие. Потому что во все времена дети верят в сказку. А тут у них появляется возможность самим ее создавать. 

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна