RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Учительница белорусского языка и литературы из Могилева: любовь к детям - мой главный педагогический секрет

Быть учителем сложно и ответственно, ведь именно учителям родители вверяют самое дорогое, что у них есть, - своих детей. От их работы, внутренних качеств и самоотдачи во многом зависит, каким взрослым станет ребенок. И в этой профессии не может быть случайных людей. В преддверии Дня учителя корреспонденты БЕЛТА отправились в среднюю школу №2 в Могилеве, чтобы познакомиться с интересной историей учительницы белорусского языка и литературы Натальи Крисенковой, которая уверена, что ее профессиональный путь определила сама судьба.

Школа встречает нас привычным шумом: на улице в удивительно теплый сентябрьский день идет урок физкультуры. А внутри, видимо, началась перемена - гурьбой выбежали в коридор второклассники. Старшие ребята, проходя мимо, обязательно здороваются. Спрашиваем дорогу к кабинету белорусского языка, где работает Наталья Леонидовна, и сразу несколько школьников вызываются в провожатые.

Заглядываем в нужный кабинет. Он уютный и светлый, на зеленой доске - тема урока. Ребята с интересом слушают учительницу. Мы, как опоздавшие, просимся внутрь. Интересно же посмотреть, как идет образовательный процесс. Из нового - у многих ребят на партах вместо привычных книг планшеты. Говорят, так намного легче - все книги в электронном виде, а потому школьный рюкзак стал намного легче.

Все начинается с семьи

Дослушав вместе с учениками 8 «А» урок по белорусской литературе, идем знакомиться с учительницей. Наталье Леонидовне есть что рассказать. Ребята тоже попросились остаться, интересно же.

«Все началось в 1979 году, когда я пошла в первый класс средней школы №2 в Могилеве. Школа - с архитектурно-художественным уклоном. Выбор именно этого учреждения образования не случаен. Моя мама была знакома с Ниной Григорьевной Корсун - моей первой учительницей, привившей любовь к учебе, самому процессу получения знаний. Она воспитывала нас в первую очередь своим примером - отношением к труду, людям, детям, - вспоминает Наталья Леонидовна. - Конечно же, мало что помнится из начальной школы, но, в общем, это очень положительные, добрые и светлые воспоминания».

Обязательным в школе было изучение специальных предметов художественной направленности. Эту особенность образовательного процесса школа сохранила и сейчас.

Наталья росла, учеба шла хорошо. И чем старше она становилась, тем больше чувствовалось, что будущий профессиональный путь будет связан со школой.

«А как иначе, если у нас вся семья связана с учительством: мама - педагог дошкольного образования, бабушка работала секретарем в средней школе №2, тетя, родная сестра моего папы, преподавала экономику и строительное нормирование в строительном колледже, а моя двоюродная сестра - учитель музыки. Папа был строителем. Мой дедушка Иван Илларионович Крисенков был учителем белорусского языка и литературы. Поэтому у нас все так или иначе связаны с преподаванием, - рассказала она. - Именно дедушка привил огромную любовь к родному языку, нашему литературному наследию. Он до войны окончил Могилевский педагогический техникум. Позже, уже под другим названием, уже в педагогическом институте училась я. Знаете, когда я выбрала себе факультет, в моей семье никто не удивился. Это было так очевидно и понятно. Дедушка помог подготовиться к вступительным экзаменам. Сдала на все пятерки. Если честно, даже сама не ожидала, что так хорошо напишу сочинение. Думала, четверка будет. С волнением ждала списки. И очень обрадовалась, когда поняла, что поступила. Так началась уже моя учительская история».

Быть учителем - значит...

«Процесс обучения в институте шел легко. Конечно, приходилось много читать и учить. Перед сессиями было иногда сложно, все как у обычных студентов. Но мне нравилось учиться, получать знания, каждый день что-то узнавать, - с теплой улыбкой вспоминает Наталья Крисенкова. - Это удивительная пора. И если бы была возможность повторить, я бы с удовольствием прошла этот путь еще раз».

Не обошли стороной и кризисы во время учебы. «Конечно, были мысли все бросить, как же без этого, - смеется она. - Но эти вспышки очень быстро проходили, были мимолетные. Я все равно понимала, что мне нужно учиться, получить высшее образование, чтобы продолжать идти дальше».

В 1994 году Наталья Крисенкова закончила институт и пошла работать в среднюю школу №4 Могилева. «Но меня так сильно тянуло в стены родной школы! И через три года я вернулась сюда, но уже в другом статусе. Тогда еще в школе продолжали свою профессиональную деятельность учителя, у которых я училась. Было ощущение, что вернулась домой. Они встретили меня с большой радостью, а потом стали старшими наставниками, советовали, помогали и поддерживали, - поделилась она. - С того времени и до сих пор я уверена, что в нашей школе учатся самые лучшие дети. Когда ты видишь их успехи, отдачу и горящие глаза - хочется еще больше работать, лишь бы не потерять это. Многое зависит от учителя. Это мотивация, личный пример. Если ребенок, ученик видит, что ты сам горишь и искренне любишь то, что преподаешь, он никогда не останется равнодушным к твоему предмету. И он обязательно ответит или хотя бы попытается ответить тебе тем же. Я счастливый учитель, потому что всегда получаю этот ответ».

В средней школе №2 Наталья Леонидовна преподает уже 25 лет. Женщина поделилась, что за все эти годы ни разу не появилось мыслей, что она не на своем месте. За это время она вывела собственную формулу того, каким должен быть настоящий учитель.

«Добрым, ответственным, трудолюбивым, дисциплинированным - именно таким должен быть учитель. Мы же закладываем в детях первые навыки общения, поведения. А как мы это закладываем? Своим отношением к труду, людям, - рассуждает она. - Знаете, мне кажется, что за 25 лет дети не изменились. Они в первую очередь остаются детьми, со своими характером и проблемами, учатся и вредничают иногда. И ведь вместе с ними ты и сам продолжаешь учиться - эта такая особенность нашей профессии. Каждый класс, каждый ребенок приносит в твою жизнь что-то новое. Вот так поступательно мы вместе растем. Это обоюдный процесс. Взрослый человек учится у детей открытости миру и искренности. У них учишься прощению, потому что они не злопамятны. Дети всегда чувствуют фальшь. Но если ты идешь к ним с открытой душой и добрыми мыслями - они обязательно ответят тебе взаимностью. Вот и весь секрет».

Атмосфера успеха на уроках

В современном мире у учителей появилось много технических приспособлений, во многом облегчающих подготовку и проведение уроков. Но если учитель не вкладывает душу в свою работу, даже имея все последние новинки, ни один урок не будет усвоен.

«Белорусский язык и литература - такие многогранные предметы, которые включают в себя историю нашей страны, ее самобытность, культуру и традиции. Конечно, эти предметы учат детей любить свой край, свою страну. Потому у нас в кабинете есть древние предметы быта, которыми пользовались наши предки: прялка, веретено, рушники, «калыска» 1909 года. Все это находили сами, помогали родители учеников. Наглядность, возможность прикоснуться к истории - это всегда интересно», - отметила Наталья Леонидовна.

Пока мы общались, школьники решили изучить приспособление, которым наши предки разглаживали белье. На вопрос учителя, что же это такое, ребята решили пошутить и сказали, что это изделие очень похоже на гитару странной формы или плитку шоколада. Улыбаясь, Наталья Леонидовна качает головой.

«Ребята! - смеясь, восклицает она. - Это же раньше вместо утюга было! Давайте покажу вам, как ваши прапрабабушки белье разглаживали».

Ученики с интересом наблюдают за своей учительницей. А кто-то из девочек шепотом говорит: «Да, нелегко им жилось». Ее соседка по парте охотно соглашается с этим утверждением.

«Для детей на уроках важно создавать атмосферу успеха, - уверена Наталья Крисенкова. - Чтобы они выходили из кабинета с ощущением, что сделали все от них зависящее и получили хороший результат. Поэтому очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку: кто-то справится с заданием повышенной сложности, а кто-то - с заданием попроще, кому-то нужен дополнительный материал для изучения, а кому-то хватает того, что есть в программе. Такой подход помогает детям быть увереннее в себе, а это важное качество не только для школьника, но и взрослого человека», - отмечает Наталья Леонидовна.

Учитель должен быть примером

«Через белорусский язык и литературу дети изучают свою историю. Привить им через эти предметы любовь к своему городу, своему народу, своей стране и истории можно только собственным примером. Я разговариваю с ними на белорусском языке не только на уроках, но и переменах. Общаюсь и с родителями на собраниях. Это помогает показать мою любовь к предмету, трепетное отношение к культуре и истории. И они проникаются этим, учатся любить и ценить наше наследие, бережно относиться к истории, сохранять связь между поколениями», - отметила она.

Обучение и воспитание детей проходит не только в школьных стенах. Наталья Леонидовна вместе со своим классом и другими учителями и ребятами посещают музеи, мемориальные комплексы по всей стране. «Детям очень интересны такие экскурсии. Я очень благодарна родителям, что они не остаются в стороне и с удовольствием отзываются на такие предложения, - сказала она. - Для учителя очень важно взаимопонимание с родителями своих учеников. Дети ведь тоже видят это общение, копируют что-то, берут для себя на будущее».

«Как и в любой работе, у учителей тоже бывают сложности и кризисы, не без этого. Но нельзя зацикливаться на них. Сегодня одно, завтра другое, но ведь нужно идти дальше. Потому я стараюсь акцентировать внимание на хорошем. Что бы ни менялось вокруг, общение ученика и учителя всегда остается незыблемым», - подытожила Наталья Крисенкова.

Анастасия Гузовская, фото Олега Фойницкого, БЕЛТА

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна