RU BY EN 中文
Twitter Instagram

В  ходе экспедиции «Сожский рубеж — 2025» в Климовичском районе подняты останки 25 солдат

Герои возвращаются домой

В экспедиции «Сожский рубеж — 2025» принимали участие опытные поисковики из Беларуси и России, студенты и школьники

Поисковики из Могилева, Минска, российского Арзамаса и 52 го отдельного специализированного батальона Вооруженных Сил Республики Беларусь десять дней трудились в полях Климовичского района. Поднимали останки героев, которые в 1941 году мужественно сражались с дивизиями врага, что вдоль Рославльского шоссе рвались на Москву. К экспертам присоединились специалисты Могилевского областного центра творчества, работающая и студенческая молодежь, школьники, желающие внести свой вклад в сохранение исторической правды и памяти.

Эхо войны

На полях у деревень Киселева Буда, Милославичи, Титовка — 11 раскопов, из которых ребята в камуфляже бережно извлекают останки бойцов, предметы снаряжения и амуниции: противогазы, фрагменты СВТ, винтовок Мосина, монеты, личные вещи.

— Здесь 30 июля — 8 августа 1941 года вели бои 6 я, 137 я, 148 я, 132 я, 160 я, 143 я стрелковые дивизии, 21 я кавалерийская, 50 я танковая дивизия и 4 й воздушно-десантный корпус Красной армии. Наиболее ожесточенные сражения остатков наших частей проходили с немецкими соединениями 24 го танкового корпуса — это 3 я и 4 я танковые дивизии, 7 я и 8 я пехотные дивизии, — уточняет руководитель «Виккру» Николай Борисенко.

Наших солдат мы поднимали в Климовичском районе в 1998 году, но, что называется, вслепую. Теперь работать проще благодаря открывшимся военным архивам, немецкой аэрофотосъемке, — включается в разговор начальник штаба «Виккру» Светлана Борисенко. — Чтобы определиться точечно, где в этом году будем копать, наши виккровцы Илья Триханов, Евгений Бацанов и Антон Прокапнев 25 раз выезжали в Климовичский район на разведку!

Воспитан патриотом

Илья Триханов — опытный поисковик, к «Виккру» примкнул в 2016 году. С тех пор он, руководитель поисковой группы «Авангард», старается не пропускать ни одной «Вахты Памяти». Берет отгулы, отпуск на работе (Илья трудится инженером-контролером на ООО «Технолит») и отправляется с лопатой и металлоискателем в леса и поля.

— Когда проводили разведку на местности, к нам подходили сельчане. Один вспомнил, как трактор, пахавший колхозное поле, зацепил человеческие останки. 88 летняя бабушка из Киселевой Буды рассказала, что поле около их деревни в войну было усеяно останками погибших, — делится Илья. — Судя по тому, что в одном раскопе мы находим по несколько останков, мирные жители красноармейцев в Великую Отечественную и хоронили. Присыпали землей, не устанавливая над могилками крестов. Наша главная задача — поднять как можно больше бойцов, перезахоронить с почестями, по возможности установить имена погибших.

Для Ильи поисковая работа больше чем хобби. Ему с детства рассказывали о родственниках, которые прошли войну, уже тогда мальчишке хотелось побывать на местах сражений, прикоснуться к истории.

— Моя бабушка по отцовской линии Анна Ефимовна родом из села Окуневка, что под Могилевом, в войну попала в окружение, бежала, примкнула к партизанскому отряду. Спасала раненых, будучи медсестрой. Ее муж Михаил Георгиевич служил в НКВД, — рассказывает Илья Триханов. — Мой прадед Илья Фокин, уроженец Воронежа, ушел на фронт добровольцем. В живых я его не застал: раненный осколками фашистского снаряда, он выжил на фронте, но умер в 1947 году, моей бабушке тогда было всего два года. Но память о нем, пехотинце, в семье жива: меня назвали в его честь.

Диалог поколений

Чтобы память и правда о войне передавались от старших к младшим, поисковики приглашают на «Вахты Памяти» молодежь. Среди тех, кто участвовал в «Сожском рубеже», — депутат Палаты представителей, педагог, историк, краевед и командир поискового отряда Т-34, входящего в состав «Виккру», Галина Беляева с детьми.

На раскопки с ней всегда приезжают сыновья. Старшему Максиму уже 21 год, он работает инженером на могилевском заводе «Зенит». Младший Дима осенью пойдет в девятый класс минской гимназии № 24, нынешняя экспедиция для него уже восьмая по счету. Поднимать останки красноармейцев в Климовичский район из Минска приехала крестница Галины Беляевой — учитель математики 23 летняя Вера Глазкова, а также будущий режиссер, ныне студент-третьекурсник Роман Корнеенко. И самый юный поисковик — 12 летний Артем Ященок из деревни Новое Пашково Могилевского района.

— Его мама Марина Викторовна два года назад подошла ко мне после патриотической акции, рассказала, что ее сын всерьез увлечен историей, мечтает принять участие в полевой поисковой работе. Тогда взять его с собой не смогли: мы поднимали останки жертв геноцида — слишком тяжелое зрелище для 10 летнего ребенка, — вспоминает Галина Беляева. — Но вот теперь его мечта сбылась. К «Вахте Памяти» он подготовился основательно, прибыл по форме: в камуфляже, с рацией! Конечно, устал, но впечатлений ему хватит надолго, ведь он смог непосредственно прикоснуться к истории. Дети не работают с останками, но перебирают землю из раскопов, помогая извлекать из нее то ценное, что впоследствии поможет идентифицировать личность погибшего.

В Климовичском районе поисковики подняли 25 бойцов и командиров Красной армии, которые погибли в боях в августе 1941 года и до сих пор считались пропавшими без вести. При них обнаружили шесть смертных солдатских медальонов (три металлических «кругляша», две металлические «ладанки», один бакелитовый).

На момент окончания экспедиции экспертом Управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь Александром Дударенком из Минска уже расшифрован вкладыш бакелитового медальона. Он принадлежал уроженцу деревни Воротыни Бобруйского района красноармейцу Ивану Федоровичу Пименову, 1900 года рождения. Командир поисковой группы «Обелиск» Бобруйска Сергей Порозов отыскал внука и внучку бойца. Личность второго красноармейца узнали по редкой находке — направлению к врачу, что лежало у него в кармане. Им оказался Никифор Акимович Пузанов из деревни Лужки Унечского района Брянской области, боец 498 го стрелкового полка 132 й стрелковой дивизии.

Еще пять медальонов, поднятых во время экспедиции, отправлены на экспертизу.

— Возвращая солдат с фронтов Великой Отечественной, мы отдаем дань уважения предкам, укрепляем связи между поколениями, создаем базу данных для противодействия попыткам фальсификации военной истории. В историко-краеведческом отношении восточные районы Могилевщины применительно к оборонительным боям 1941 года очень слабо изучены. Начало войны считалось неудобной пораженческой темой, потому и внимания ей практически не уделялось. Но сейчас, когда стали доступны и советские, и немецкие архивы, мы просто обязаны уйти от замалчивания героических подвигов и самопожертвования солдат в 1941 м. Не надеясь на то, что кто-то когда-нибудь узнает об их героизме, они делали все, что было в их силах, и погибали безвестными, — подчеркивает Николай Борисенко. — Если мы не сохраним историческую правду, за нас реальные факты перепишут западные оппоненты и местные историки-«доброжелатели», сделав из героев 1941 года беглецов и предателей.

В Климовичский район на раскопки поисковики еще вернутся, ведь в полях и лесах еще лежит немало неупокоенных солдат и офицеров. Как уточнил руководитель «Виккру», председатель Климовичского райисполкома Виктор Пугач, посетивший их во время экспедиции «Сожский рубеж», предложил в одном из населенных пунктов района у Варшавского шоссе воздвигнуть мемориальный курган в честь воинов Красной армии, защищавших в 1941 м и освобождавших в 1943 году климовичскую землю.

Ольга Кисляк, СБфото Светланы Борисенко

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна