RU BY EN 中文
Twitter Instagram

В Могилевском районе открыли архитектурный этнографический комплекс «Мая Бацькаўшчына»

Наследие столетнего сундука

В архитектурном этнографическом комплексе «Мая Бацькаўшчына» все раритеты из «запасников» сельчан Семукачского сельсовета

Массивный расписной сундук на деревянных колесах, буфет для посуды, обеденный стол, кровать, люлька для младенца... Экспонатам, представленным в архитектурном этнографическом комплексе в агрогородке Семукачи Могилевского района, 50, 70 лет, а некоторым за сотню. Переступая порог старой бревенчатой хаты, словно окунаешься в прошлое: кажется, вот-вот зашуршит колесо самопрялки, а воздух наполнится ароматом свежего хлеба. А вот и хлебная лопата в ожидании своего часа притулилась у стены. В старину ее мастерили из цельного куска дерева именно для отправки будущего каравая в печь. Не по назначению использовать запрещалось: «иначе хлеб больше подниматься не будет». У каждой вещи, представленной в этнографическом комплексе, своя история.

Детскую колыбель, ступу, лопату для хлеба, радиолу, которую крутили еще в 60-е годы прошлого века, передал сюда Александр Петруль. Они принадлежали его деду, жившему в Семукачах. Теперь у Александра тут дача: «Когда узнал, что в агрогородке создают что-то вроде музея народного быта, решил: чем вещам пылиться без дела по углам, пусть лучше местную ребятню удивляют. Многие в глаза не видели таких предметов, а уж тем более не знают, каково их предназначение. А тут им все доступно покажут и расскажут».

— Идея создания архитектурного этнографического комплекса родилась давно. Мы объехали все 28 сел на территории нашего сельсовета, пообщались с каждым из 740 жителей. Они поддержали задумку не только словом, но и делом, — подчеркивает председатель Семукачского сельисполкома Тамара Укружская. — Помогали с приобретением экспонатов, с помещением. Был в деревне Смолярня бесхозный бревенчатый дом, построенный после Великой Отечественной. Владельцы давно умерли, наследники не объявились, а снести рука не поднималась. Его и приспособили под будущую «галерею для раритетов». Местный житель Сергей Мудрагелов на личном тракторе перевез сруб в Семукачи. Рабочий по обслуживанию школы в агрогородке Петр Наумов залил столбчатый фундамент, бывшие выпускники, ныне проживающие в деревне Большие Белевичи Могилевского района, сруб собрали, поставили окна, уложили кровлю. Ее, к слову, сделали деревянной, как в старину.

При входе в хату, как и заведено, сенцы. Оформлены в виде «майстэрнi»: тут древние плуги, грабли, жернова, серпы, косы, бочка для засолки огурцов.

К слову, деревянный плуг с железным наконечником обнаружили жители деревни Александров, когда избавлялись от хлама в сарае. Думали сжечь за ненадобностью, но жизнь орудию труда спасла перспектива открытия в Семукачах музея.

Зная, что он вот-вот распахнет свои двери, библиотекарь из Семукачей Алла Стрикунова принесла сюда скатерть, принадлежавшую ее бабушке Надежде Майстриковой: «Надежда Ивановна сама ее вышивала при лучине. Самое дорогое, что у меня осталось на память о близком человеке, которого давно нет на этой земле. В нашей семье скатерть застилали только по большим праздникам, когда в доме за столом собиралась вся родня».

Столетний сундук на колесах — подарок этнокомплексу от работницы ОАО «Тишовка» Елены Сикорской. Елена Ивановна местная, а ее мама Мария Андреевна замуж вышла в Лунинец. Когда состарилась, решила вернуться с Брестчины на малую родину, в Могилевский район, а близких попросила забрать ее скарб: сундук, доставшийся по наследству от свекрови Марии Ковальчук, женские рубашки-вышиванки, рушники, домотканое полотно.

Кровать, которую в 1951-м смастерил плотник из деревни Большие Белевичи Филипп Прокопенко, привезла старшая дочь, ныне пенсионерка. «Мы в детстве с подружками, развлекаясь, прыгали на нее с печи, — с улыбкой вспоминает Галина Филипповна. — И ничего — выдержала! Ей 72 года, а посмотрите, в каком хорошем состоянии».

В этнокомплексе, впрочем, старина не только местечковая. Депутат Семукачского сельсовета Людмила Дятликова пожертвовала очагу культуры древнюю икону, доставшуюся ей в наследство от питерской родни.

— Символично, что мы открыли архитектурный этнографический комплекс в Год мира и созидания. Хочется, чтобы молодежь не забывала о своих корнях, чтобы нынешнее и последующие поколения осознавали, каким трудом был добыт мир, выстроено все то, что мы имеем. Предки, используя несовершенные орудия труда, сумели создать разнообразные материальные и духовные ценности. Наша задача — сберечь и приумножить это наследие, — убеждена Тамара Укружская, свекровь которой Мария Емельяновна передала музею канапе — добротный диван из дерева, пришедший на смену крестьянской скамье. — А чтобы посетителям было интереснее окунаться в прошлое, планируем организовывать увлекательные уроки, рассказывать, для чего предназначался тот или иной предмет, давать мастер-классы, к примеру по работе на самопрялке.

Архитектурный этнографический комплекс в Семукачах стал последним этапом проекта «Возвращение к истокам», который стартовал в сельсовете в 2018-м. За это время силами сельчан под руководством Тамары Укружской сделано немало: установлен памятник в честь земляков — участников войн XX века, заложен парк из 50 каштанов, туй и декоративных кленов. Рядом Аллея Героев, которую окружают 75 голубых елей: в тот год страна праздновала 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. У школы в Семукачах создали архитектурный комплекс «Зямля мая — зямля бацькоў святая» в форме глобуса и раскрытых книг, на страницах которых увековечена история здешних деревень. Прочесть о них можно в изданной недавно книге с одноименным названием. Благоустроены и очищены криницы в Семукачах и деревне Павловск. Работа в этом направлении будет продолжена, пока живут в Могилевском районе люди, которые любят свой край и готовы вкладываться в его развитие.

Ольга Кисляк, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна