RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Заведующий сельской участковой больницей: в каждом пациенте нужно видеть близкого родственника

Словно каждый пациент — родственник

Доктор Королев сделал этот принцип своим девизом 40 лет назад, когда пришел в Княжицкую участковую больницу

Тогда еще молодой Михаил Королев прибыл в Княжицы после витебского мединститута. С тех пор в его трудовой книжке сменилась лишь должность — на заведующего. «Он замечательный профессионал и человек, для которого работа в агрогородке стала делом всей жизни», — тепло отзываются о Михаиле Григорьевиче коллеги и пациенты.

О выборе

О том, что станет на эту стезю, он знал со школьных лет.

— Вырос в окружении медиков: мама Мария Никоновна Кушнерова — заслуженный работник здравоохранения Беларуси — трудилась фельдшером в участковой больнице в родной деревне Долговичи Мстиславского района. Один из ее братьев стал хирургом в Орше, другой — неврологом в Симферополе, третий возглавил ветстанцию в Климовичах, — перечисляет Михаил Григорьевич. — Врачи — мои двоюродные брат и сестра. Будущую жену в медвузе встретил. С Ларисой на ее родину, в Княжицы, перебрались. Она тоже потомственный доктор: здесь ее отец был фельдшером, супруга стала педиатром.

В отцовском доме Ларисы Васильевны молодожены в 1983 году и поселились. Спустя время им выделили собственный.

— На первых порах нашей карьеры в зону обслуживания больницы входило 30 населенных пунктов, более шести тысяч человек, — уточняет Королев. — К пациентам на дом ездили на уазике («буханка»), грузовом ГАЗ-51 и даже на лошади — в штате помимо шести докторов был конюх. Если весь транспорт, включая копытный, был на вызове, просили помощи у земляков. Как-то сельчанка, оступившись, упала на трехлитровую банку: стекло вдребезги, осколки вонзились в ногу, рана сильно кровоточила. На велосипеде домчался до ближайшего колхоза и уже на председательской машине повез пострадавшую в Могилевскую областную больницу.

О боли и сострадании

В 80-е годы Княжицкая больница насчитывала 100 коек, из которых 60 приходилось на общее отделение, 40 — на онкологическое. Этим летом будет 40 лет, как Королев пришел сюда молодым специалистом, а у него до сих пор перед глазами 5-летний мальчонка с раком почки.

— Четвертая, неоперабельная, стадия. А он, не ведая, что время его сочтено, со свойственной детям жизнерадостностью носился по больничному коридору, заряжая позитивом окружающих, — с грустью вспоминает доктор. — Смотрел, и сердце щемило — диагноз-приговор врачи порой, как ни стараются, изменить не в силах. В том случае не помогли ни курсы химиотерапии, ни лучевая терапия.

Не забыть супругам и другой случай из практики: молодая педиатр Лариса Королева отправилась в село, откуда поступил сигнал — ребенок перестал дышать.

— Пока его реанимировала, отец девочки стоял над ней с занесенным ножом, приговаривая: не спасешь ее — умрешь тоже, — рассказывает Михаил Григорьевич. — Об инциденте мы в милицию сообщать не стали, у сельчанина был шок, а малышка выжила. И, к слову, стала медиком.

О призвании

За врачебную практику Королев награжден медалью «За трудовые заслуги», а в минувшем году — Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь за большой вклад в реализацию социальной политики. Доктор помог большому числу пациентов, при этом к нему поступали люди с самыми сложными диагнозами.

— На селе ты не просто терапевт, а врач широкого профиля. Чтобы поставить правильный диагноз, назначить нужное лечение, должен разбираться в травматологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, акушерстве и гинекологии... Но главное: где бы и сколько лет ни работал, обязан быть внимательным и сострадательным, словно каждый пациент тебе близкий родственник, — убежден Михаил Григорьевич. — Случайным людям в этой профессии не место, как у нас говорят, медиком надо родиться.

Побольше бы таких династий, как Королевы. Толковые доктора, их все ценят, уважают. Лариса Васильевна, хоть и вышла в этом году на пенсию, никогда не откажет в помощи, — подчеркивает постовая медсестра Ирина Савич.

— Михаил Григорьевич чуткий, заботливый, — хвалит заведующего и практикующего врача-терапевта 95-летняя пациентка Лидия Колосовская. — Я тут чувствую себя как дома.

— Всех своих пережила: мужа, сыновей. Одной невмоготу, вот два месяца назад и перебралась из родной деревни Вильчицы в больницу, на социальную койку. Не жалею: медперсонал душевный, кормят хорошо, — вторит соседке по палате 86-летняя Ульяна Пеликова.

В Княжицкой участковой больнице УЗ «Могилевская поликлиника № 11» сейчас 65 коек. Есть своя кухня, столовая, прачечная.

О мечте

— До Могилева — километров 10, на обследования пациентов возим в диагностический центр, областную больницу, где есть новейшее оборудование. И свою участковую стараемся поддерживать в порядке: купили новую стиральную машину, центрифугу для белья, — перечисляет Королев.

О чем мечтает заведующий? Заменить асфальт на территории, оставшиеся старые окна в палатах — на стеклопакеты, установить новые двери.

А еще — чтобы продолжилась их трудовая династия. Сыновья Королевых выбрали другие специальности, но одна из внучек интересуется медициной. Живет она в Могилеве, а лето проводит в Княжицах, где у ее дедушки — пасека, бабушка учит печь пироги с яблоками и грушами, собранными в своем саду. И, конечно, тому, что каждый человек должен заботиться о собственном здоровье.

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна