RU BY EN 中文
Instagram

За каждый клочок земли стояли насмерть. В Славгородском районе на местах боев проходит Вахта памяти

На днях в Славгородском районе дали старт поисковой экспедиции «Проня-2025». Фронт работы у ребят из Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» и военнослужащих 52-го спецбатальона Минобороны внушительный - поиск будет идти у 10 населенных пунктов района. И первые несколько дней уже принесли свои плоды - обнаружены и подняты 10 останков бойцов Красной армии, найден один смертный медальон. А еще обнаружили место крушения советского самолета. Корреспонденты БЕЛТА присоединились к поисковикам и узнали, почему для виккрувцев каждая вахта - особенная.

Славгородский район в годы Великой Отечественной войны серьезно пострадал. До войны тут проживали порядка 40 тыс. человек, а на момент освобождения остались всего около 25 тыс. В 1941 году Славгород, а тогда Пропойск, находился на Варшавском шоссе, по которому фашисты шли и перебрасывали технику, чтобы взять Москву.

«Оккупация была с 15 августа 1941-го по 25 ноября 1943-го. Население района сократилось почти в два раза: немецко-фашистские захватчики уничтожали местных жителей, угоняли на принудительные работы в Германию и другие страны Европы, - рассказал старший научный сотрудник Славгородского районного историко-краеведческого музея Андрей Ковалев. - На сегодняшний день в районе 128 учтенных захоронений, братских и индивидуальных, в которых покоятся порядка 12 тыс. человек, установлены 25 памятных знаков. И много солдат, что покоятся в нашей земле, так и остались безымянными».

Старший научный сотрудник поделился тем, что и сам входит в состав поисковой группы «Наследие». Он уверен, продолжать искать и поднимать останки бойцов Красной армии - дело важное и нужное. «В 1941 году тут шли кровопролитная бои, мы стали частью Днепровского рубежа. Наши солдаты отходили, но ни один клочок земли они не отдавали без боя. Вот говорили, что 13 или 14 июля немцы взяли Пропойск. А они тогда просто заняли часть Варшавского шоссе у населенного пункта. Бои шли месяц. Силы были неравные, но наши не сдавались просто так, - рассказывает Андрей Ковалев. - В этом году Славгород удостоен почетного вымпела «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны». Он не просто заслужен, он завоеван дорогой ценой».

По местам кровопролитных боев при обороне и освобождении района и идут поисковики «Виккру». Кропотливая работа в архивах, изучение аэрофотоснимков, разведка на местах привела поисковиков под населенный пункт Ходорово. Среди тех, кто работает в раскопе, - участник поискового отряда «Звезда» из Черикова Александр Лавренков. Он сам родом из Славгородского района, буквально в соседней деревне жил. Поиском мужчина занимается всю свою жизнь, говорит, как мама первый велосипед купила, так и начал. И останавливаться Александр не планирует.

«Наша группа - это разведка. Мы работаем «с ног», проверяя каждый куст, каждую воронку. Тут участок - 8 кв.км, здесь останки трех бойцов. И вот чтобы определить точные места их гибели, нам понадобился практически год. Идем мы по пути отступления советских войск, у них были потери, были раненые. За каждую пядь земли они отдавали свои жизни, многие так и остались здесь, - рассказал Александр Лавренков. - Знаете, я поиском занимаюсь с детства. Это, может, прозвучит высокопарно, но эти ребята не могут оставаться неупокоенными. Такое жизненное кредо. Это моя благодарность павшим солдатам и офицерам. Ведь мои старики, мои прадеды тоже принимали участие в борьбе с этой коричневой чумой. Вот поэтому это дело моей жизни».

И многих других поисковиков в «Виккру» привели к этому делу семейные истории. Как рассказала еще одна участница группы «Звезда» Лариса Гершенкова, на раскопках она уже 6 лет. Женское сердце, говорит она, поиск и подъем воспринимает немного иначе, чем мужское. «Первое время мне было немного страшно, страшно так близко соприкасаться с историей. Где-то в славгородской земле, скорее всего, остался лежать мой дедушка. Его так и не дождались домой, так и не нашли. А я не теряю надежды найти своего родного человека, - рассказывает она. - Знаете, когда тут в лесу обнаружили останки, он мне приснился и во сне спросил: «Когда же вы меня заберете?». Они же все в основном молодые хлопцы. Как вот оставлять их тут? Без могил, без почестей, которые они заслужили. Они - наши герои. С именами или без них. И никто из нас не имеет права забывать об этом».

Ожесточенные бои шли у рек Сож и Проня в июле 1941 года. У фашистов стояла четкая задача - как можно быстрее выйти к Москве. Но стойкость советских воинов пустила их планы под откос.

«Славгородский район с точки зрения поиска очень богат. Потому что здесь находятся незахороненными бойцы 1941 года - это для нас важный момент. Потому что 1941 год сравнительно с другими щедр на имена из земли, - поделился руководитель Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» Николай Борисенко. - Мы вышли на конкретные места боев июля 1941 года, где сражались наши 42-я стрелковая дивизия, которая отступала из Бреста и стала в оборону здесь, на Соже, 6-я стрелковая дивизия, которая тоже оттуда пришла. Работаем на местах боев подразделений 20-го стрелкового корпуса, штаб которого пропал без вести в Славгородском (Пропойском) районе между Проней и Сожем. Для нас дело чести найти это место. Потому что, если сохранились закопанные штабные документы этого корпуса, они наверняка смогут внести новое слово в изучение героической обороны Могилевской области».

Противостояли советским подразделениям хорошо подготовленные и экипированные бронетанковые соединения фашистов. «Немецкие войска шли по Варшавскому шоссе. Участок Пропойск - Чериков, на котором находились 5 мостов через Проню и болотистые пойменные притоки Сожа, оказался очень важным для немцев, потому что им нужно было как можно быстрее пройти эти места и продвинуть моторизованные части, в том числе 2-ю танковую группу генерала Гудериана, на Москву, - рассказал Николай Борисенко. - Наши в районе Пропойска всеми силами сдерживали натиск врага. Советские 25-й механизированный корпус, его 219-я механизированная, 50-я танковая дивизии, остатки 137-й, 132-й и других стрелковых дивизий геройски пытались остановить врага, и на протяжении месяца, с 15 июля по 15 августа, здесь проходили ожесточенные бои. О Пропойске в то время хорошо знали в Ставке ВГК в Москве и категорически требовали остановить здесь немецкие войска». 

И делали это бойцы и командиры Красной армии ценой своих жизней. «Многие из них погибли тут. В основном это были молодые ребята. Как правило, в 1941 году поле боя оставалось за немцами, а потому наши ребята до сих пор везде числятся без вести пропавшими: и в банках данных, и в центральном архиве Минобороны, и в семьях. Поэтому для нас дело чести восстановить имя солдата, - подчеркнул руководитель «Виккру». - Когда находишь медальон, какую-то подписную вещь - в душе все переворачивается. Когда находишь родственников героя, понимаешь, что у них эта рана все еще болит и кровоточит. Для них это сегодня важно и нужно. Поэтому мы здесь, поэтому мы продолжаем свои вахты».

На помощь поисковикам зачастую приходят и местные жители. Так, жительница деревни Иванищевичи Нина Малашенко указала место крушения советского самолета. Женщина родилась в 1941 году. О страшных годах она знает только по рассказам матери и старших сестер.

«Я родилась практически прямо перед началом войны. Семья большая: мама, папа, я и три сестры. Отец сразу ушел на фронт, а мы остались. Мама рассказывала, что прятались от фашистов по болотам. А я маленькая совсем, плакала и кричала. Так кто-то из мужиков посоветовал ей меня в болото скинуть, чтобы нас не нашли немцы», - со слезами на глазах вспоминает женщина.

Отца с войны семья так и не дождалась. Узнали только, что он погиб в 1941 году, до сих пор числится без вести пропавшим.

«Поисковики - это очень большие люди. И за работу им огромное спасибо. Столько лет прошло уже, столько хлопцев так и лежат в земле, а они находят людей, не бросают, - утирая слезы, говорит женщина. - Может, нам повезет, может быть, они когда-то и моего отца смогут отыскать».

Старшие сестры рассказали Нине Кузьминичне и про упавший в 1943 году в деревне самолет, показали приблизительно место крушения. Поэтому, когда в их населенном пункте появились поисковики, она с ними сразу поделилась этой информацией.

К раскопкам на месте крушения приступили сразу. Как рассказал командир группы «Крылья Победы» Александр Клемин, их группа, а это Юрий Кармазин, братья Михаил и Александр Нелюбины, специализируется на поиске и подъеме советских самолетов.

«Уже в первый день поисков мы нашли фрагменты останков летчика, определили эпицентр падения. Изучили архивы, нашли немецкую аэрофотосъемку с местом падения. Ориентировочно, это произошло осенью 1943 года, - рассказал он. - Это советский самолет Ил-4 дальней авиации. Скорее всего, самолет был сбит зенитной артиллерией, потому что падал уже горящим. Практически полностью выгорел двигатель, многие детали превратились в труху».

Ребята обнаружили редуктор - начали искать по номеру, к какому подразделению принадлежал самолет. Оказалось, что его ремонтировали, а потому так быстро установить информацию пока не получилось, но поисковики не отчаиваются - розыск экипажа и конкретно этого самолета продолжают по архивам. Не теряют надежду найти его номерные детали, которые помогут установить, к какому авиаполку принадлежал самолет, а вслед за этим - установить фамилии членов экипажа.

«В будущем году разведывательные поисковые работы в этих местах, на стыке Славгородского, Могилевского, Быховского и Чаусского районов, будут продолжены. Здесь нами уже установлены экипажи и места падения 29 марта 1944 года еще четырех советских самолетов Пе-2, которые были сбиты в этих районах, поддерживая с воздуха наступающие советские пехотные части. В поисках отличилась именно группа «Крылья Победы» Александра Клемина, которая очень активно в последние годы занимается этой работой», - подытожила начальник штаба клуба Светлана Борисенко.

Вахта «Проня-2025» в Славгородском районе продолжится до 26 августа. На сегодняшний день поисковики уже обнаружили и подняли останки 29 воинов Красной армии, 2 смертных медальона и фрагменты портмоне с бумагами, изучением которых теперь займутся специалисты.

Анастасия Гузовская, фото Олега Фойницкого, БЕЛТА

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна