RU BY EN 中文
Instagram

Глусчанин Роман Тычина уверен: отцовская любовь помогает детям найти свое место в жизни

Принцип отца

Они — поддержка и опора семьи, надежное плечо и люди, на которых хочется равняться. 21 октября в Беларуси отмечается молодой, но уже ставший популярным праздник — День отца. Накануне мы встретились с семьей Тычина из Глуска, глава которой учит своих сыновей важному: настоящий мужчина — тот, кто знает историю, уважает старших, помогает слабым и всегда может постоять за то, что ему дорого.

Стиль жизни

В квартире Романа Александровича и Марии Станиславовны мужской гардероб «отвоевал» приличное пространство — два вместительных шкафа. Костюмы, что входят в категорию «мастхэв», не трендовые. Это форма солдат времен Великой Отечественной. Военно-исторической реконструкцией глава семьи всерьез увлекся в 2019-м. В экипировке, которую он покупает на аукционах и шьет на заказ, продумана каждая деталь, каждый аксессуар, чтобы все выглядело достоверно. Удовольствие не из дешевых, но супруга не против. Понимает: это не просто хобби, в этой форме ее муж участвует в воссоздании сражений в Бобруйском котле, Брестской крепости, на «Линии Сталина». Вместе с другими реконструкторами он погружает людей в прошлое, показывая весь трагизм войны, напоминая, что мы должны не допустить повторения подобного.

— К реконструкции готовимся за несколько месяцев, по выходным ездим в Минск на репетиции — я состою в военно-патриотическом клубе «Солдаты Победы» при историко-культурном комплексе «Линия Сталина». Участвуем в ней вместе со старшим сыном Мишей, которому 13 лет, — рассказывает Роман Александрович.

«Сыном полка» и одним из самых юных в стране реконструкторов Миша стал четыре года назад. С тех пор вживался в разные образы: дитя войны из сожженной оккупантами деревни, партизан, красноармеец.

— Там все серьезно, по-взрослому. Помню, как я, рядовой, шел в атаку, как упал — по сценарию умирал от вражеской пули. Еще помню, что тогда впервые задумался: я-то встану, а сколько их не встало уже никогда. И сердце заколотилось, — описывает подросток свой «первый бой».

Михаил, снявшийся в нескольких патриотических клипах, на себе прочувствовал: война — это страшно.

— Я видел, как плакали те, кто наблюдал за происходящим. Потому что каждый понимал, что реконструкции боя — не просто постановка. Это реальные события, реальные подвиги и боль, — рассуждает старший сын Романа Александровича.

— Когда мимо тебя проезжает настоящий танк Т-34, даже мне, взрослому, не по себе. Хотя умом понимаю, что он на безопасном расстоянии, — признается Роман Тычина. — Страшно видеть в Бресте в четыре утра людей в немецкой форме. Это такое реальное погружение в прошлое, что эмоции зашкаливают. После рукопашных схваток порой настоящие синяки остаются. На тебя наступает враг — и ты бьешь, забывая, что он не настоящий фашист, а твой товарищ. К слову, в роли немца я не был ни разу — это принципиальная позиция.

Младший сын Романа Александровича — девятилетний Женя — на таких мероприятиях в качестве зрителя. Но это пока: для него уже сшили солдатскую форму.

Преемственность поколений

На вопрос, откуда такой интерес к военной теме, Роман Тычина отвечает: «Я — внук фронтовика и сын офицера».

Его дед по отцовской линии Геннадий Климентьевич с родными братьями в Великую Отечественную ушел в партизанский отряд, оттуда — на фронт, освобождал Беларусь, вернулся домой с наградами. Отец Романа Тычины — вертолетчик, прошел Афганистан.

— Мои дети знают: настоящие герои есть не только в книгах и кино, они живут рядом, и мы должны ими гордиться, — подчеркивает Роман Александрович.

В рабочем кабинете председателя Глусского районного Совета депутатов Романа Тычины на видном месте — военные каски и флаги с автографами ветеранов Великой Отечественной. Память о земляках-фронтовиках, которых с каждым годом все меньше, он увековечил, чтобы о них не забывали нынешние и будущие поколения:

— Эти люди — живое напоминание о том, какой непростой путь прошла наша страна до того, как стать суверенной и независимой.

Не говорить, а делать

На Глусчине Романа Александровича знают все, как и он — каждого. Быть в курсе того, чем живут земляки, помогать им решать насущные проблемы — его работа. В населенные пункты, которых в районе 106, он выезжает несколько раз в неделю, встречается с людьми, для которых всегда доступен.

Как говорят его сыновья, «люди звонят папе на мобильный и в будни, и в выходные». При этом мальчишки на такую занятость родителя не обижаются. Знают: в плотном графике он всегда найдет для них время. Тем более если обещал. В их роду принято держать слово.

Одна из семейных традиций — встречать Мишу и Женю по вечерам из музыкальной школы. Сыновья выбрали цимбалы, теперь выступают на школьных, районных патриотических мероприятиях.

Семья часто путешествует по памятным местам: Брестская крепость, «Партизанская криничка» под Гомелем, мемориалы жертвам войны в Борках, в деревне Красный Берег, на Мыслочанской горе в нескольких километрах от Глуска...

— Я родился в городе Сердобск Пензенской области. С отцом-военным мы часто переезжали: Осетия, Германия, Дальний Восток… Но родной для меня стала Беларусь: в 1990-м обосновались в Глуске, здесь я окончил школу, в Минске — радиотехнический колледж, в Горках — БГСХА. Встретил любовь, создал семью, появились дети. Мария — прекрасная жена и мать, я стараюсь быть хорошим отцом, — говорит Роман Александрович. — Недавно с семьей прогуливались по Минску, и сыновья попросили разрешения потратить свои карманные деньги. Вернулись не с фастфудом, а с цветами, которые захотели возложить к монументу Победы. В тот момент я с гордостью осознал: они растут настоящими людьми.

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна