RU BY EN 中文

Таможенная стоимость и таможенные платежи как основные характеристики таможенно-тарифного регулирования

В современных условиях глобализации мировой экономики трудно представить государство, не осуществляющее внешнюю торговлю и не вовлеченное в торговые отношения с другими странами. Целью таких отношений, в частности, является укрепление и развитие экономического положения страны и ее субъектов хозяйствования. К регулированию указанных процессов, таможенные органы имеют непосредственное отношение, применяя тарифные и нетарифные меры регулирования, от эффективности которых, зависит объем и полнота поступления в государственный бюджет сумм таможенных платежей.

Таможенные платежи – это платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. К таможенным платежам относятся ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы.

Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – Кодекс) предусмотрено, что ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза и применятся на всей территории Евразийского экономического союза  (далее – Союз). Ставки ввозных таможенных пошлин, акциза, НДС, размеры таможенных сборов устанавливаются национальным законодательством государств-членов Союза.

Таможенно - тарифное регулирование – это совокупность методов  государственного регулирования внешней торговли, основанных на установлении, изменении и прекращении действия таможенных пошлин на перемещаемые через границу товары, с учетом их экономической обоснованности. Ставки таможенных пошлин являются одним из важнейших регуляторов импорта товаров в складывающейся экономической и политической ситуации.

Основой для исчисления таможенных пошлин (при адвалорной и комбинированной ставке), акциза (при процентной ставке), НДС является таможенная стоимость товаров. Основные принципы определения таможенной стоимости, установлены Всемирной торговой организацией и основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

В соответствии с Кодексом, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса, при выполнении определенных условий. При этом, в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Кодекса, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Неполное включение предусмотренных расходов в таможенную стоимость товаров или несоблюдение ее структуры, ведет к занижению ее реальной величины. Таким способом незаконного уменьшения основы для начисления таможенных платежей могут пользоваться отдельные субъекты хозяйствования, тем самым создавая условия для недобросовестной конкуренции, уменьшая стоимость товаров при их реализации третьим лицам.

Правильность определения таможенной стоимости важна и для самих субъектов хозяйствования. Так как, если в результате проведенной проверки таможенных, иных документов и (или) сведений будет выявлен факт занижения таможенной стоимости, и, как следствие, доначисление дополнительных сумм таможенных платежей и необходимость их уплаты, то это обстоятельство приведет к дополнительной финансовой нагрузке на само предприятие.

Таким образом, от правомерной деятельности субъектов хозяйствования в условиях применения мер таможенно-тарифного регулирования зависит внешнеторговая деятельность государства и его резидентов, возможность финансового прогнозирования, инвестиционная привлекательность государства и иные направления, связанные с экономическим развитием.   

По материалам Могилевской таможни