RU BY EN 中文

Порядок расчета и перечисления в бюджет средств от сдачи в аренду государственного недвижимого имущества, ответственность за нарушения порядка. Порядок расчета пени

В целях профилактики правонарушений и обеспечения полноты перечисления в местные бюджеты средств от сдачи в аренду государственного недвижимого имущества приведем нормы законодательства и практические примеры их применения.

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 решения Могилевского областного Совета депутатов от 25 мая 2012 г. № 16-6 «О некоторых вопросах аренды имущества, находящегося в собственности Могилевской области» (далее – решение № 16-6) коммунальные унитарные предприятия и учреждения, иные государственные организации, за которыми недвижимое имущество, находящееся в собственности Могилевской области, закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также акционерные общества, созданные в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий и приватизации арендных предприятий, и республиканские государственно-общественные объединения в отношении переданного им в безвозмездное пользование такого недвижимого имущества обеспечивают перечисление в областной бюджет 50 процентов платы за право заключения договоров аренды (далее – плата) и 25 процентов арендной платы, полученной от сдачи в аренду такого недвижимого имущества, а при сдаче в аренду недвижимого имущества, в том числе права на которое не зарегистрировано в установленном порядке, его частей на рынках и в торговых центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации и осуществления розничной торговли – арендной платы, оставшейся после вычета расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией этого недвижимого имущества, за исключением затрат на санитарное содержание, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – средства), если иное не предусмотрено законодательными актами.

Обязанность по перечислению арендной платы, полученной от сдачи в аренду объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности акционерных обществ, независимо от доли собственности Могилевской области в их уставном фонде, а также платы за право заключения договоров аренды такого имущества решением № 16-6 не установлена. Соответственно, арендная плата, полученная от сдачи в аренду имущества, находящегося в частной собственности акционерных обществ, и плата за право заключения договоров аренды такого имущества остаются в распоряжении обществ в полном размере.

Размер платы и средств, подлежащих перечислению в областной бюджет, определяется после исчисления и вычета начисленного налога на добавленную стоимость.

Следует обратить внимание, что согласно части 2 статьи 386 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенной части) местные исполнительные и распорядительные органы и их структурные подразделения освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных этим Кодексом, при условии полного перечисления полученных средств в бюджет, если иное не установлено законодательными актами.

Согласно подпункту 2.1 решения № 16-6 Могилевский областной исполнительный комитет, его структурные подразделения и иные государственные органы обеспечивают перечисление в областной бюджет платы и средств, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Соответственно, плата и средства, полученные от сдачи в аренду недвижимого имущества, арендодателями которых выступают местные исполнительные и распорядительные органы и их структурные подразделения, подлежат перечислению в бюджет в полном размере.

Размер платы и средств, предназначенных к перечислению в бюджет, определяется от фактически поступившей суммы платы и средств, отраженной в бухучете (часть 23 пункта 1 письма Министерства финансов, Госкомимущества от 27 апреля 2016 г. № 5-2-10/56/14-7/117).

В соответствии с подпунктом 2.9 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ № 150) плата за право заключения договоров аренды государственного недвижимого имущества и средства, полученные от сдачи в аренду этого имущества, перечисляются в доход бюджета не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

В отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности городов и районов области, решениями местных Советов депутатов установлены аналогичные обязательства.

Согласно статье 194 Гражданского кодекса Республики Беларусь если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Так, например, арендная плата (25 процентов арендной платы), фактически полученная в августе 2022 г. (независимо от срока фактического использования арендатором имущества и сроков, установленных договорами аренды (предоплата, оплата по сроку, погашение задолженности)) подлежит перечислению в бюджет не позднее 22-го сентября 2022 г., а арендная плата (25 процентов арендной платы), фактически полученная в сентябре 2022 г. будет подлежать перечислению не позднее 24-го октября 2022 г. (22-ое октября 2022 г. приходится на субботу).

Подпунктом 2.16 пункта 2 Указа № 150 предусмотрено, что сведения о наличии задолженности перед местным бюджетом с указанием суммы задолженности, подписанные руководителем должника, представляются должником в местные финансовые органы не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения задолженности. Ответственность за достоверность сведений о наличии задолженности и ее сумме несет должник. Форма сведений о наличии задолженности установлена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 декабря 2016 г. № 106
«Об установлении формы сведений о наличии задолженности».

Днем возникновения задолженности считается день, следующий за последним днем, установленным для перечисления платы и (или) средств.

Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки сведений, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, нарушение законодательства при сдаче в аренду государственного имущества либо имущества, находящегося в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом, влекут административную ответственность.

Кроме того, согласно подпункту 2.9 пункта 2 Указа № 150 арендодатель уплачивает в местный бюджет пеню в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка от суммы задолженности за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты, и включая день уплаты (взыскания).

Пеня уплачивается в местный бюджет в полном размере и не отражается в государственном информационном ресурсе «Единый реестр имущества».

На практике устанавливаются случаи неверного расчета пени за несвоевременное перечисление средств от сдачи в аренду, в отдельных случаях расчет пени и ее уплата в местные бюджеты не производится.

В целях предупреждения подобных нарушений приведем примеры расчета пени в соответствии с законодательством.

Например, государственная организация должна перечислить в бюджет средства от сдачи в аренду государственного недвижимого имущества в размере 400 руб. не позднее 22 февраля 2022 г. Однако, организация погасила задолженность перед бюджетом только 25 февраля 2022 г. Просрочка платежа составила 3 календарных дня (с 23 по 25 февраля включительно).

Ставка рефинансирования в период просрочки составляла 9,25% (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.07.2021 № 203).

Сумма пени составила (за 3 дня просрочки): 400 руб. * 9,25 /100/360* *3 дня = 0,31 руб.

Если ставка рефинансирования за время просрочки менялась, то это следует учесть при расчете пени, отдельно посчитать суммы пени за период просрочки до и после изменения ставки рефинансирования и полученные результаты сложить.

Например, государственная организация должна перечислить в бюджет средства от сдачи в аренду государственного недвижимого имущества в размере 400 руб. не позднее 22 февраля 2022 г. Однако организация погасила часть задолженности перед бюджетом в сумме 100 руб. 25 февраля 2022 г., а оставшуюся часть в сумме 300 руб. – 25 марта 2022 г. Просрочка платежа в сумме 100 руб. составила 3 календарных дня (с 23 февраля по 25 февраля включительно), в сумме 300 руб. – 31 календарный день (с 23 февраля по 25 марта включительно).

Ставка рефинансирования в период просрочки составляла: с 23 по 28 февраля включительно (6 дней просрочки) – 9,25%, с 1 по 25 марта включительно (25 дней просрочки) – 12% (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2022 № 95).

Сумма пени составила:

- по ставке рефинансирования 9,25%:

с 23 по 25 февраля (за 3 дня просрочки): 400 руб. * 9,25 /100/ 360 *
* 3 дня = 0,31 руб.;

с 26 по 28 февраля (за 3 дня просрочки): (400 руб. - 100 руб.) * 9,25/ /100/ 360 * 3 дня = 0,23 руб.;

- по ставке рефинансирования 12%: с 1 по 25 марта (за 25 дней просрочки): (400 руб. - 100 руб.) * 12 /100/ 360 * 25 дней = 2,50 руб.

Всего сумма пени составила: 0,31+0,23+2,50 = 3,04 руб.

По вопросам, связанным с порядком расчета и перечисления в местные бюджеты пени за несвоевременное перечисление денежных средств, полученных от сдачи в аренду государственного недвижимого имущества, каждым органом государственного управления в отношении подведомственных организаций определены ответственные лица (в соответствии с протоколом коллегии комитета «Могилевоблимущество» от 26 июля 2022 г. № 8).