RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Об изменениях налогового законодательства в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность

Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с корректировкой налогового законодательства Законом Республики Беларусь от 31.12.2021 №141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон) в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (далее – физические лица), разъяснено следующее.

С 1 января 2022 г. расширен определенный в подпункте 3.1 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) физические лица, за счет включения в него следующих новых видов деятельности:

 услуг учителя-дефектолога (подпункт 3.1.31);

ландшафтного проектирования (подпункт 3.1.32);

 курьерской деятельности (деятельности по доставке товаров, посылок, пакетов) (подпункт 3.1.33);

чистки салонов транспортных средств (подпункт 3.1.34);

содержания могил и ухода за ними (подпункт 3.1.35);

аренды, проката развлекательного и спортивного оборудования (велосипедов, коньков, туристического снаряжения и прочее) (подпункт 3.1.36).

С 1 января 2022 г. ставки единого налога по новым видам деятельности содержатся в приложении 24 к Налоговому кодексу.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 пункта 19 статьи 7 Закона ставки единого налога, предусмотренные приложением 24 к Налоговому кодексу в редакции, вступившей в силу с 1 января 2022 г., применяются при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2022 г. Исчисление единого налога за январь 2022 г. по ставкам единого налога, предусмотренным приложением 24 к Налоговому 2 кодексу в редакции, вступившей в силу с 1 января 2022 г., не предусмотрено.

Принимая во внимание изложенное, в отношении физических лиц, представивших уведомления по единому налогу за январь 2022 г. в отношении новых видов деятельности (перечисленных в 3.1.31-3.1.36 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса), налоговым органом единый налог за январь 2022 г. не исчисляется.

В соответствии со статьей 219 Налогового кодекса такие физические лица обязаны в отношении доходов, полученных в январе 2022 г. от осуществления видов деятельности, перечисленных в подпунктах 3.1.31- 3.1.36 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса, представить в налоговый орган в срок не позднее 31 марта 2023 г. налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц в порядке, установленном статьей 222 Налогового кодекса.

Исчисление подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог) с таких доходов производится налоговым органом.

Уплата подоходного налога производится плательщиком не позднее
1 июня 2023 г. на основании извещения налогового органа.

Извещение по установленной форме вручается физическому лицу (его представителю) не позднее 30 апреля 2023 г.

Дополнительно обращаем внимание, что физические лица признаются плательщиками единого налога при выполнении поименованных в подпункте 3.1 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса работ (оказании услуг) по заказам граждан, имеющих намерение заказать или приобрести либо заказывающих, приобретающих или использующих работы, услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – потребитель).

При выполнении работ (оказании услуг) по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей физические лица признаются плательщиками подоходного налога в отношении полученных доходов, а не единого налога. Исчисление, удержание у физических лиц и перечисление в бюджет исчисленной суммы подоходного налога осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – налоговые агенты), от которых физические лица получили доходы, в порядке и сроки, установленные главой 18 Налогового кодекса.

Таким образом, если физическое лицо по заказу потребителя выполняет (оказывает) для него (ему) работы (услуги), перечисленные в подпункте 3.1 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса, то такое физическое лицо признается плательщиком единого налога.

Если физическое лицо оказывает услуги (выполняет работы) по заказам организаций или индивидуальных предпринимателей, в том числе курьерские услуги, то такое физическое лицо в отношении этих услуг (работ) не признается плательщиком единого налога. Доходы, полученные этим физическим лицом от организаций и индивидуальных предпринимателей, облагаются подоходным налогом, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет которого возлагается на налоговых агентов.

Пример: 1. Рестораном «Х» заключен с физическим лицом гражданско-правовой договор на оказание ресторану «Х» услуг по доставке клиентам ресторана «Х» готовых блюд.

В рассматриваемой ситуации физическим лицом единый налог не уплачивается, поскольку услуги по доставке готовых блюд оказываются организации, а не потребителям. Ресторан «Х» с выплаченных физическому лицу доходов за оказанную услугу по доставке готовых блюд клиентам ресторана «Х» исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет подоходный налог.

2. Физическое лицо, оказывающее услуги потребителям по доставке товаров, для поиска клиентов использует мобильное приложение (далее – сервис).

Сервис функционирует следующим образом:

является посредником между физическими лицами, желающими сделать заказ на покупку и доставку товаров в розничной торговой сети (магазин, торговый центр и т.д.) или готовых блюд в объектах общественного питания (ресторан, кафе, иных) (далее – заказчики), и физическими лицами, оказывающими услуги по доставке товаров или готовых блюд (далее – исполнители);

в сервисе размещена реклама продавцов товаров, перечень и стоимость этих товаров, а также размещена реклама объектов общественного питания, готовые блюда, их стоимость. Заказчик, пользуясь сервисом, формирует список товаров или готовых блюд, оплачивает их, а также указывает адрес, по которому необходимо доставить оплаченные товары и готовые блюда. Сервис предлагает исполнителям, зарегистрированным на сервисе, принять заказ на доставку с указанием срока его выполнения.

В рассматриваемой ситуации физическое лицо-исполнитель признается плательщиком единого налога, поскольку осуществляет курьерскую деятельность по заказам потребителей.

3. Юридическому лицу принадлежит мобильное приложение (далее – сервис), на котором для заказчиков объекты общественного питания (юридические лица и индивидуальные предприниматели) размещают информацию о готовых блюдах, их стоимости.

Заказчик, пользуясь сервисом, формирует список готовых блюд, оплачивает их стоимость и доставку, а также указывает адрес, по которому необходимо доставить оплаченные товары и готовые блюда.

Сервис находит физическое лицо, которое доставит указанные блюда заказчику. Юридическое лицо – собственник сервиса выплачивает физическому лицу денежные средства за осуществленную доставку готовых блюд заказчикам.

В рассматриваемой ситуации физическим лицом единый налог не уплачивается. Юридическое лицо – собственник сервиса, является налоговым агентом, который с выплаченных физическому лицу доходов за оказанную услугу по доставке готовых блюд заказчикам исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет подоходный налог.

Пресс-центр инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области