RU BY EN 中文
Twitter Instagram

«Днепровский рубеж — 2023» — самая результативная поисковая экспедиция за почти 30 лет работы «Виккру»

Воскресшие имена «Днепровского рубежа»

В Шкловском районе поисковики подняли останки красноармейцев, вступивших в июле 1941-го в неравный бой с эсэсовцами.

На фоне бескрайних рапсовых полей хочется делать селфи. Только вот у участников поисковой экспедиции «Днепровский рубеж — 2023» миссия иная, благородная. Найти как можно больше тех, кто в годы Великой Отечественной на этом клочке земли сложил голову за Отечество и до сих пор как следует неупокоен. По возможности установить имена погибших, сохранить их для истории.

Безымянные могилы на рапсовых полях

— Здесь, в нескольких километрах от Шклова, в начале июля 1941-го шли ожесточенные бои подразделений 53-й Саратовской стрелковой дивизии Красной армии и немецкой дивизии СС «Рейх». Эсэсовцы пытались овладеть переправами на западном берегу Днепра, но наткнулись на хорошо укрепленные советские позиции на высоте 215. Много наших тут полегло: отважные бойцы стояли насмерть, — рассказывает руководитель Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» Николай Борисенко. — Приезжали сюда в 1997 году, а когда благодаря немецким трофейным аэрофотосъемкам открылись новые данные, мы вернулись снова.

До того как отправиться на раскопки, виккровец Илья Триханов провел серьезную разведку на местности — выезжал сюда раз десять, искал, где могут лежать останки наших солдат, отмечал места. И вот на определенных им локациях рассредотачиваются поисковики из Могилева, Осиповичей, Бобруйска, Шклова, сотрудники 52-го отдельного спецбатальона Министерства обороны, работники Могилевского областного центра творчества, педагоги и учащиеся учебных заведений Могилева, Шклова и Шкловского района.

Искать безымянные могилы на рапсовых полях, даже имея их приблизительные координаты, — дело непростое. Солнце припекает нещадно, ветер носит пыльцу растений, и спустя непродолжительное время поисковики, как сами шутят, похожи на шмелей. Но на тяготы не сетуют, а, вооружившись металлоискателями и лопатами, дружно принимаются за работу. Уже через час на поле несколько глубоких артерий-траншей. Одна в форме буквы «е» растянулась в длину метров на 15, и из нее виккровцы Антон Прокапнев, Илья Триханов, Стас Коломийченко извлекают человеческие останки. В первый день — 15 бойцов, и при каждом из них медальон!

Начальник штаба «Виккру», методист областного центра творчества Светлана Борисенко аккуратно упаковывает каждый медальон в отдельный контейнер, для пущей сохранности перевязывает пластырем, наносит маркировку, после чего маленькие емкости составляет в одну большую, с землей, и плотно закрывает крышкой. Опытный поисковик знает:

— Солдатские медальоны — вещь очень хрупкая, на воздухе их вскрывать нельзя: если внутрь попадет кислород, процесс окисления начнется ускоренными темпами. Земля, в которую погружаем, — оптимальная, привычная среда. В таком виде отправляем находки в Минск на экспертизу — так у них гораздо больше шансов на прочтение.

Один из пластиковых медальонов основательно разрушен. «Пуля попала, — не отвлекаясь от процесса извлечения останков, уточняют ребята. — Боец положил его в нагрудный карман у сердца (обычно солдаты носили медальоны в брюках). Только вот жизнь это не спасло...»

Фашисты добивали раненых саперными лопатами

…Они лежат рядом, перебитые черепа, переломанные в разных местах кости. Смотреть больно.

— Войска СС отличались особой жестокостью. Вот сколько в земле немецких гильз от пистолетов «Вальтер», «Парабеллум», «Браунинг». В плен советских солдат фашисты предпочитали не брать: стреляли в упор, раненых добивали, в том числе саперными лопатами, — как книгу читает «раскрытый раскоп» историк и поисковик Николай Борисенко.

В Шкловском районе виккровцы подняли останки 34 красноармейцев, вероятно погибших здесь в ночь с 10 на 11 июля 1941-го. Обнаружили и личные вещи: ложки, котелки с инициалами, кожаный подсумок с отчетливой надписью «Корнилов 132». Возможно, по ним тоже можно будет установить личности погибших.

К слову, на находки, от которых мурашки по коже, нынешняя экспедиция богата. На одном из черепов, пролежавших в земле больше 80 лет, чудом сохранились волосы…

Палатка на лосиной тропе

Чтобы экономить силы и время, начинать полевые работы как можно раньше, поисковики разбили на окраине поля, у леса, палаточный лагерь. А поутру Алла Казючиц, командир отряда «За Родину!», входящего в состав «Виккру», проснулась от ощущения, что рядом с ней кто-то громко дышит. Выглянула: лось!

Сохатый выходил на поле накануне вечером, но, обнаружив людей, быстро ретировался. На рассвете любопытство заставило его вернуться. Правда, набедокурить не успел — спугнули. А вскоре поисковики поняли, что вторглись в «его личное пространство»: «В потемках не разглядели следы копыт, поставили палатки прямо на лосиной тропе, вот он и разволновался».

Нынешняя поисковая экспедиция стала и самой результативной за без малого 30 лет работы клуба «Виккру».

— В Дрибинском районе нашли останки одного красноармейца, в Горецком — семи. Трудно пришлось нашим ребятам в Горецком: место подъема было заполнено водой, спасатели пробовали ее откачать помпой — не помогло. Пришлось «Амкодором» вырыть яму рядом и уже в нее уводить воду из раскопа, — рассказывает Николай Борисенко. — Итог «Днепровского рубежа — 2023»: поднято 42 красноармейца. Бывало и больше, но до этого еще ни разу не находили столько медальонов. Их 23! Это очень ценные находки, ведь за каждым маленьким пеналом с полуистлевшей бумажкой внутри — судьба человека, имя, высеченное на скрижалях истории. Наша задача — вернуть из небытия как можно больше имен, отыскать родных героев, отдавших жизни за Отечество, и пригласить на торжественное перезахоронение. Бережное отношение к прошлому — часть белорусской национальной идеи, мы должны воспитывать молодежь на примерах павших в борьбе за свободу и независимость Родины.

Ольга Кисляк, СБ, фото Светланы Борисенко

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна