RU BY EN 中文
Twitter Instagram

«На войне я дважды избежал смерти»: история жизни полковника милиции в отставке Николая Илькевича

За плечами бывшего начальника уголовного розыска Ошмянского РОВД Гродненской области полковника милиции в отставке Николая Ильича Илькевича 37 лет службы в органах внутренних дел и почетное награждение Орденом Красной Звезды. И война.

Удивительно, что Николай Ильич в свои годы, пройдя через многие трудности, выдержать которые под силу далеко не каждому, сохраняет оптимизм и позитивный взгляд на жизнь. В Могилев фронтовик перебрался уже на пенсии – здесь жила мать жены, за которой необходимо было ухаживать. В преддверии Дня Победы он рассказал о своем партизанском детстве и службе в МВД:

- Когда началась война, мне было всего 13 лет, поэтому часть тех событий я помню отрывками. Где-то в 1942 году мой брат пошел в партизаны, и долгое время никто не знал, что с ним. Друзья его говорили, что он арестован, но через полгода все же вернулся домой. И так сложилось, что какое-то время спустя нашу деревню заняли немцы. Мы жили бок о бок с фашистами, как-то налаживали быт, продолжали работать. И вот однажды 1 мая 1943 года – на всю жизнь я запомнил этот день – мать проснулась раньше обычного, на рассвете по какому-то предчувствию вышла на улицу. Смотрит – красный крест на двери дома. Она взяла тряпку и быстро стерла его. Мама даже не успела назад зайти, как немцы на машинах въехали в деревню. У кого были красные кресты на домах – все эти семьи забрали. А она успела нас спасти!

Фашисты увезли где-то семей десять – активисты, партизаны… Нашелся предатель и ночью отметил дома. Сделал нам подарок к 1-ому мая. Сразу после этого появился связной от партизан и говорит: «Срочно уходите. Немцы могут назад вернуться и найти вас». И мы все: отец, мать, я, второй брат, - бросили дом, корову, лошадь… В общем, все, что было, и, только одевшись, ушли.

С первого мая я стал партизаном отряда Калинина бригады имени Ворошилова. Нас двое было мальчиков. Иногда по заданию командира мы отправлялись в различные гарнизоны: передавали сообщения связным.

Однажды мне дали корзину с грибами, туда положили гранату. Если бы немцы арестовали – я бы ее взорвал, чтобы не мучиться. Товарищи из отряда отвели меня на опушку около деревни: в ней необходимо было разыскать связного. В скором будущем партизаны планировали бомбить немецкий гарнизон, была острая необходимость скоординировать действия наших сил в тылу. И вот, помню, иду, вокруг немцы, я ищу этот дом, а сам – ни жив ни мертв от страха. Наконец вижу нужное мне здание. Там мужчина стоял, я проговорил установленные слова – водички можно у вас? До сих пор помню этот пароль. Впустил меня. А я только радовался, что цел остался.

Когда моего напарника поймали немцы, ему было 12 лет. В Мяделе его расстреляли. Тогда мой старший брат был в отряде «За Советскую Беларусь» командиром разведки. После этого случая он приехал и забрал нас к себе.

На войне я дважды избежал смерти. Второй случай произошел, когда планировалось отправить меня на «большую землю». Когда для этого прилетел самолет, внезапно привезли раненых. Решили так: сразу их отправить, а вторым рейсом - меня. Но самолет улетел, и где-то в пути его сбили. Я снова остался жив.

После войны в 1949 году поступил в органы внутренних дел на должность участкового. В этом времени было еще много остатков бандитских формирований, с ними я и боролся. Мы работали круглосуточно, отдыхали в кабинетах – на пару часов приходили, составляли стулья и спали так. Практически каждую ночь в городе магазины грабили. Без всяких преувеличений – каждый день нам грозила смерть. Сейчас работники все с высшим образованием, а тогда в органах были фронтовики с опытом и партизаны, справлялись, хотя образование часто было 6-8 классов. К 1963 году этих бандитов всех мы ликвидировали.

И после войны, уже во время службы в ОВД я попадал в разные удивительные ситуации. Как-то поставили меня в 50-ом году на участок, никто не рассказал, что там –  езжай и все. А оказалось, что район сложный, где-то полгода тому назад старшего лейтенанта здесь убили. Это все мне рассказал местный председатель.

Однажды в выходные я отправился на охоту с местными. Всего нас было пять человек, мы разошлись в разные стороны, с собой у каждого был ствол: кто заблудится – дать знать. Как раз я и заблудился, но пытался выйти самостоятельно, пробираясь через заросли кустов. Преодолев это препятствие, попал на хутор, где в тот момент было два человека. Я спросил, можно ли попить водички, они разрешили. Только вышел – один через окно выскочил. Мне пришлось гнаться за ним. Я выстрелил, он упал, подбегаю – спрашиваю: «За что скрываешься?». Он ответил, что самогонку гонит. Но это он так сказал, для отвода глаз. Тут мои охотники прибежали, стали разбираться.  Внезапно смотрим – кусты эти зашевелились. Оказалось, там банда пряталась, пять человек. Вот так по воле случая и раскрыли их.

Истории такие я могу долго вам рассказывать, но все не передам. Что-то я уже подзабыл, но некоторые события тех лет так и стоят у меня перед глазами, как будто случились только вчера. Скоро 9 Мая, удивительный и важный праздник для меня, для всего моего поколения. Я хочу пожелать то единственное, что действительно важно по-настоящему: мира. Чтобы не было войны. И сказать вам спасибо за то, что не забываете. И не даете забывать нам самим.

mogilev.mvd.gov.by/ru

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна