Искренне ваш, Белоцерковский
Родился в год Великой Победы, променял заводское будущее на театральное, создал свою философию роли — душевный разговор со старейшим мастером сцены Могилевского драмтеатра
Свыше 100 ролей в театре и кино, 56 лет творческой деятельности — народный артист Беларуси Григорий Белоцерковский на этой неделе отпраздновал 80‑летний юбилей. Это яркое событие в театральной жизни страны не осталось незамеченным на самом высоком уровне — непревзойденного мэтра поздравил Президент Александр Лукашенко. Теплые слова и пожелания в адрес актера звучали и от коллег, друзей, преданных поклонников.
— Григорий Яковлевич, с вашим именем связана целая эпоха могилевского театра. Наверное, поэтому поздравления с юбилеем летят из всех уголков Беларуси. Насколько ценно такое внимание?
— Приятно, когда помнят и признают заслуги, особенно важно это людям культуры. Профессию выбирал сердцем, и если бы пришлось заново родиться, ничего бы в жизни не поменял. 16 лет творчества я отдал брестскому театру, более 40 — могилевскому. На последнем месте службы мне присвоили сначала почетное звание заслуженного артиста, а потом — народного. Нагрудный знак, который получил в 2014 году из рук Президента, очень дорог мне. Александр Лукашенко каждый год поздравляет меня с Рождеством и Новым годом, в этот раз — с юбилеем, и такое внимание дорогого стоит.
— В вашей биографии много интересных моментов: жили на Алтае, в детстве переехали в Минск, вопреки воле родителей пошли в театральный. Что повлияло на выбор профессии и почему мальчик из рабочей семьи мечтал именно о сцене?
— Все началось с драмкружка в школе. Наверное, именно в раннем детстве зажглась эта творческая искорка. Поскольку наша семья жила скромно, уже в 14 лет я пошел работать учеником фрезеровщика на Минский тракторный завод, параллельно учился в вечерней школе. Но и здесь нашел отдушину — на предприятии был создан драматический коллектив, который впоследствии получил звание народного. На одном из смотров наш спектакль увидел актер и педагог, народный артист БССР Дмитрий Орлов и пригласил меня на свой курс в Белорусский театрально-художественный институт. Так и сказал: я вас беру!
— Но ведь к тому времени вы уже учились в Белорусском государственном политехническом институте?
— Действительно, я уже был студентом. Но мечта стать актером завладела мной настолько сильно, что полгода вольнослушателем посещал театральный. На зимней сессии по актерскому мастерству мне поставили высший балл и официально зачислили в студенты. Для родителей это стало потрясением: мама и отец были категорически против. Они работали на тракторном заводе и воспринимали актерство как несерьезную профессию, а для меня эта сфера — святое.
Такое отношение с их стороны обусловлено временем — нужны были рабочие руки, чтобы восстанавливать народное хозяйство, строить дома и предприятия, жать хлеб — именно это казалось важным и насущным. Но ведь кто-то должен был поднимать, вдохновлять человека на труд.
— Вы — ребенок послевоенного времени, нашла ли тема Великой Отечественной отражение в вашем творчестве?
— В творческую биографию вписано много военных спектаклей, играл разные роли — и советских солдат, и немецких офицеров.
Наше поколение застало в живых ветеранов, мы видели послевоенную разруху — и это не могло пройти бесследно через всю профессиональную жизнь: слишком много горя узнала белорусская земля. Но мы выстояли и победили — в этом заключается огромная сила духа нашего народа.
Более того, мы восстановили наши города, сделали их красивыми и благоустроенными. Хорошо помню, как менялся родной Минск, в котором я прожил с 1948 по 1969 год, и все это сделано руками людей.
— Григорий Яковлевич, вы производите впечатление взвешенного и спокойного человека, затрудняюсь даже с ходу назвать ваше амплуа. Есть ли оно и соответствует ли внутреннему мироощущению?
— Когда речь заходит о моем амплуа, затрудняются даже режиссеры — говорят, что могу сыграть любую роль.
Когда принимали в брестский театр, в характеристике написали «социально-характерный герой». Наверное, так оно и есть: диапазон моих персонажей на сцене широкий — от Всевышнего до пропащего, от мечтателя и чудака до человека-невидимки. Уверен, что талант можно получить только свыше, это врожденное качество, как и темперамент. Научиться можно только азам профессии — как русской литературе или математике.
— С опытом роли даются легче?
— В моей практике не было легких ролей — каждая требовала усердной работы, самоотдачи и полного перевоплощения. Персонаж должен жить на сцене, поэтому задача актера — написать его биографию, даже если приходится переламывать себя и играть на сопротивление. Каждый созданный образ выходит с моим пониманием жизни, и даже в каких-то моментах напрямую соприкасается со мной. Вместе с тем откровенно салонного героя играть не интересно, в нем должен быть характер — все равно, положительный или отрицательный. И еще один момент: чем больше у актера жизненного опыта, тем многограннее будет персонаж. Нельзя сравнить мое мировосприятие в 20 лет и сейчас — человек постоянно находится в развитии.
— С каким чувством вы выходите на сцену спустя более полувека в профессии? Что изменилось?
— Как и в первые годы работы, так и сегодня при встрече с публикой осталось внутреннее волнение: ты не знаешь, кто сидит в зале и как тебя будут принимать. Но если в начале карьеры к этому чувству добавлялась еще и неуверенность в своих силах, то с опытом страх прошел — я могу, я должен это сделать. А еще всегда со мной желание служить и радовать зрителя своим творчеством, несмотря на возраст, состояние здоровья и происходящее в личной жизни. Как только выходишь на сцену — включается невидимый тумблер и происходит обмен энергией. И в молодости, и сейчас есть понимание: профессия актера не прощает формального подхода и халтуры.
— Любому профессионалу важно передавать свое мастерство и опыт. Как вы взаимодействуете с молодыми актерами? Многому приходится их учить?
— Я не сторонник менторского тона и скучных лекций — никогда не собирал молодежь со словами «на сцене следует делать именно так». Уверен, что лучше наблюдать за работой со стороны: буду счастлив, если мой опыт заставит задуматься и поможет найти начинающим актерам свой путь. Моя формула — учить не назиданием, а примером. Если раскладывать профессию по полочкам и облачать в формулировки, сразу становится неинтересно и искусственно, пропадает живое начало. Такой же подход был и в обучении дочери, которая пошла по моим стопам и работает в Могилевском драмтеатре. Она стала сильной актрисой, горжусь ее успехами.
— Юбилей — это хороший повод не только вспомнить самые яркие моменты творческой биографии и подвести промежуточные итоги, но и время, когда говорят о планах и новых задумках, заглядывают в будущее...
— Если задаться вопросом, все ли сыграно, ответ будет однозначным — конечно, нет! Я и сейчас мечтаю о многом — творчество всегда со мной. Вдохновляют своей поддержкой и зрители, и коллеги. В силу здоровья уже не всегда могу браться за большие роли, но даже эпизодические стараюсь сделать запоминающимися и непохожими. Сегодня исправно хожу на репетиции, участвую в творческом процессе и даже подсказываю режиссерам некоторые моменты — чувствую себя нужным и востребованным.
Из поздравления Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко народному артисту Григорию Белоцерковскому с 80‑летием:
— Ваша творческая биография, неразрывно связанная с Могилевским областным драматическим театром, является примером многолетней плодотворной деятельности на благо отечественной культуры.
Самобытный талант и блестящее актерское мастерство позволили Вам создать ряд ярких и незабываемых сценических образов, обрести любовь и уважение преданных поклонников.
Юлия Подольская, СБ
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
01.08.2025 - 11:27
31.07.2025 - 09:41
В Могилеве чествовали с 80-летним юбилеем народного артиста Беларуси Григория Белоцерковского
22.07.2025 - 12:59
Выставка живописи Сергея Масихо «Мой ты Сож, як мне люб і прыгож!..»
15.07.2025 - 15:35
Стала известна программа фестиваля «Рыцарский фест. Мстиславль-2025»