RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Олег Дьяченко: В системе образования необходимо избавиться от излишней бюрократизации всех процессов

Любое совещание с участием главы государства предоставляет нам большие возможности для наблюдений и сопоставлений, раздумий и выводов. Не явился исключением и Республиканский педагогический совет, который состоялся во Дворце Республики.

Разговор Президента Беларуси Александра Лукашенко с лучшими представителями педагогического сообщества страны как всегда был очень откровенным и доверительным, что еще раз подчеркивает особую значимость системы образования для стратегического развития нашего общества, а также свидетельствует о пристальном внимании государства к вопросам подготовки кадров для всех без исключения отраслей национальной экономики.

Каждому было интересно услышать, что думает глава государства по ключевым направлениям развития системы образования.

Нельзя не заметить, что программное выступление, вопросы министру образования, само содержание дискуссии свидетельствовали о глубоком погружении белорусского лидера в основные проблемы функционирования образовательного пространства, о знании им каждой животрепещущей темы, затронутой в ходе заседания. И это вполне естественно.

Что же сегодня волнует учащихся и их родителей, педагогических работников, руководителей учреждений образования, идеологов, да и в целом всех неравнодушных граждан нашей страны?

В первую очередь, это вопросы введения школьной формы, создания дополнительных условий для трудового обучения, гражданского и патриотического воспитания обучающихся, проведения централизованного экзамена, дальнейшей профессиональной социализации школьников, подготовки кадров по сельскохозяйственным и инженерно-техническим специальностям, актуализации с учетом государственных интересов перечня специальностей в учреждениях высшего образования, обновления образовательных программ и учебно-методических материалов, более слаженного взаимодействия с организациями заказчиками-кадров, внедрения в практику современных достижений науки, комплексной поддержки молодых специалистов и многое другое, о чем говорилось, в том числе и в кулуарах педсовета высокого уровня.

Кроме того, в подтексте многих рассуждений о судьбах отечественного образования звучал тезис о необходимости повышения привлекательности профессии учителя, укрепления престижа педагогической профессии. Это, следует отметить, сверхзадача государственной важности. Ведь именно от психолого-педагогической подготовки и предметных компетенций школьных учителей, а еще ранее и от воспитателей детских садов, а также от педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодежи в своей совокупности и в конечном итоге зависит формирование личности будущих абитуриентов, выбор профессиональной траектории и подготовка высококвалифицированных кадров. В идеале школа должна стать храмом, а личность воспитателя и учителя – сакральной. Для этого необходимо совершенствовать механизм отбора абитуриентов на педагогические специальности, заблаговременно вовлекать в этот процесс и родителей, субъективное мнение которых играет, как правило, определяющую роль в выборе вчерашними школьниками той или иной профессии. Это работа не одного дня, и не одного года.

Здесь следует уделить большее внимание не только материально-экономическим аспектам повышения привлекательности педагогической профессии, но и созданию психологически комфортных условий труда и отдыха для педагогов. Педагогическое сообщество устало от перманентных реформ, полярных изменений образовательных парадигм и подходов в обучении, которые происходят зачастую в течение одной пятилетки. В системе образования необходимо избавиться от излишней бюрократизации всех процессов, о чем, кстати, уже много раз говорил Президент на предыдущих совещаниях.

«Поэтому мы с вами в одной лодке и деваться нам некуда. Темнить, врать или приукрашивать ситуацию не надо. Ситуация вокруг очень сложная. Никогда вокруг Беларуси не было такой сложности, как сейчас. И страну надо удержать. И все хотим быть суверенными и независимыми. А как ее удержать - надо думать всем. И быть готовыми к этому. И все начинается с нас – учителей», – обратился к педагогическому сообществу страны национальный лидер Беларуси.

По итогам республиканского педсовета озвучены все проблемные вопросы, даны поручения и сформулированы задачи, в том числе на долгосрочную перспективу; определены и обоснованы конкретные направления совершенствования системы образования. Полагаю, что уже в скором времени все затронутые темы будут дополнительно рассмотрены на отдельных специальных совещаниях, как в столице, так и в регионах страны.

Олег Дьяченко, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам специально для сайта Могилевского облисполкома

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна