RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Поисковик рассказал, как ищут пропавших без вести солдат

Ради правды и памяти

Тяжелый рюкзак за спиной, боевая экипировка: глубинный металлоискатель, металлодетектор, щуп, лопата... К поисковому движению Евгений Гришанович из Осиповичей примкнул три года назад. С той поры старается не пропустить ни одной «Вахты Памяти». В 2023-м создал группу «Рейд», которая вошла в Могилевский областной историко-патриотический поисковый клуб «Виккру». В ее рядах жители Осиповичского и Бобруйского районов, которых объединяют интерес к военной истории и уважение к поколению победителей.

«Поиск – часть меня»

Историей Евгений увлекся еще школьником, в 15 лет впервые отправился в экспедицию, в 2020-м стал бойцом группы «Свислочь» поискового клуба «Виккру»:

С ребятами из «Свислочи» участвовал в реконструкции последнего боя капитана Владимирова у деревни Гаи, где в июле 1941 года развернулась масштабная оборона Могилева. Затем – в военно-исторической реконструкции «Бобруйский котел» в деревне Сычково. Когда кругом взрывы, а ты с оружием бежишь в атаку с криком «За Родину!», эмоции зашкаливают. Тебя будто откидывает на десятилетия назад, погружая в атмосферу тех героических и трагических дней. Бой за Щатковский мост 28–29 июня 1944-го стал послед­ним этапом победоносного Бобруйского наступления, который во многом определил успех операции «Багратион». И все же главное для меня, для ребят из «Рейда» не реконструкция: в любую погоду готовы выйти из зоны комфорта, чтобы вместе с сотрудниками 52-го отдельного спецбатальона Министерства обороны отправиться на поиски солдат, не вернувшихся с войны.

Дело настоящих мужчин

Ради экспедиции «Днепровский рубеж – 2023» Евгений Гришанович, электромеханик Осиповичского зонального узла электросвязи Могилевского филиала РУП «Белтелеком», взял этой весной отпуск за свой счет и отправился за 200 километров, в Шкловский район:

– «Вахты Памяти» – не только раскопки: им предшествует кропотливая работа. «Виккровец» Илья Триханов изучал трофейную немецкую аэрофотосъемку, раз десять выезжал на разведку. Когда есть координаты поиска, установить которые помогают архивы, опросы местных жителей, проще докопаться до истины.

Жене повезло: обнаружил три солдатских медальона! А всего «Днепровский рубеж – 2023», проходивший в Шкловском, Дри­бинском и Горецком районах, принес 23 – рекордное количество за почти 30 лет работы «Виккру».

Это надо живым

Евгений признается:

– Берешь медальон в руки – и мурашки по коже. Чувствуешь причастность к истории, надеешься найти родных героя, которые до сих пор ждут, надеются на чудо. В 2021 году в Украине отыскал дочь кавалериста Никиты Курупецкого, погибшего в 1941-м в осиповичских лесах. Медальон подняли Александр Юрчин и Виктор Шамаль. Лидия Никитична, которой 90 лет, очень растрогалась. Сказала: «Теперь понимаю, почему на земле задержалась: чтобы отдать дань памяти отцу-герою. Я ж последняя осталась из рода». От нее узна­ли: ее мать больше не вышла замуж – всю жизнь ждала любимого, на которого так и не получила похоронку... Такие итоги «Вахт Памяти» вдохновляют, дают силы двигаться дальше.

Ходить нужно много: за день до десяти километров. Со снаряжением весом килограммов 15. Амуниция, бензин, питание – все за свой счет. Ради памяти жертвовать средствами, личным временем и силами ребятам не жаль.

Первый металлодетектор утопил в осиповичских болотах по неопытности, вспоминает Евгений:

– А стоил прибор около тысячи рублей. Второй, решив сэкономить, мастерил на заказ. Но, оказалось, в деле он слабоват: каску «разглядит» на глубине метра, а они и на двухметровой лежать могут. Пришлось раскошелиться на профессиональный. Следом приобрел глубинный металлоискатель – раму, которая «добивает» до четырех метров. Благодаря ей как-то обнаружил советскую пушку образца 1939 года.

Ни разу не отдыхавший на море поисковик взял кредит и отпускные потратил на подержанный внедорожник:

– В нашей работе техника – первый помощник, а эта машина везде пройдет!

На реальных примерах

За каждой находкой – судьба человека, трагедия семьи. Чтобы прочувствовать зверства войны, надо брать на раскопки молодежь, убежден Евгений:

– Поля битвы «живее» книг и кино. Поднимая в осиповичских лесах из воронок останки людей и лошадей, представлял, как в 1941-м кавалеристы с шашками шли на вражеские танки. Копая траншеи у Шклова, понимал, как лютовали эсэсовцы. По раскроенным черепам, переломанным костям видно: солдаты дивизии СС «Рейх» добивали бойцов 53-й Саратовской стрелковой дивизии лопатами, расстреливали в упор... Мест, где, куда ни ступи, стоишь на костях, еще много. Значит, работы у нас на годы вперед – пока не будет похоронен последний герой.

СПРАВКА «ЗН»

В составе «Виккру» (victoria cruenta с латинского – «победа, завоеванная кровью») 23 поисковых отряда и группы. В Могилевской области они подняли и перезахоронили останки 1656 солдат, идентифицировали личности 140 из них. По архивам установили имена 27 тысяч героев. Клуб удостоен премии Президента «За духовное возрождение».

Ольга Кисляк, СБ, фото Евгения Гришановича и Светланы Борисенко

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна