Обойти мировых конкурентов
Сделанными в Бобруйске покрышками комплектуется техника как флагманов белорусского машиностроения — БЕЛАЗа, МАЗа, МТЗ, «АМКОДОРа», «Гомсельмаша», так и крупнейших российских автопроизводителей — ПАО «КАМАЗ», ООО «КЗ «Ростсельмаш», Петербургского тракторного завода и других. Именно здесь в 2017 году выпустили самую большую в мире шину для самосвалов грузоподъемностью до 450 тонн: в высоту она достигает четырех метров, в ширину — почти полутора и весит около шести тонн. А в нынешнем году ОАО «Белшина» стало обладателем Государственного знака качества благодаря легковым шинам 215/60R17 модели BEL402 и 225/65R17 модели BEL411. Чтобы рассказать о том, кем и как они создаются, едем на производство, логотипом которого является величественный зубр. «СБ. Беларусь сегодня» продолжает мультимедийный проект «Как это сделано».
История повторяется
Предприятие, с заводских конвейеров которого только за минувший год сошло более 4 миллионов штук шин для легковых, грузовых, строительных, дорожных, сельскохозяйственных машин, автобусов и троллейбусов, отмечено множеством наград. И Знак качества — пожалуй, главная из них.
— Благодарны Президенту за возрождение славной традиции, заложенной еще в СССР, и за честь быть в числе первых, кто в истории суверенной Беларуси удостоен Государственного знака качества. Это заслуженная оценка труда всей нашей большой сплоченной команды — от конструкторов до рабочих, участвовавших в создании инновационного продукта, — подчеркивает генеральный директор ОАО «Белшина» Александр Ковалев.
Для «Белшины» Знак качества — движение вперед и в то же время возвращение к истокам. Утвержденный в 1967 году в СССР пятиугольник, символизирующий надежность, доступность, безопасность, эстетичность и новаторство, уже через восемь лет красовался на выпущенных в Бобруйске шинах. Тогда он появился на комплектах для карьерных самосвалов БЕЛАЗ и производимого «Ростсельмашем» комбайна «Нива». Сейчас награды удостоены шины для кроссоверов.
Вызов самим себе
На предприятии знакомимся с теми, кто принимает непосредственное участие в производстве «семнадцатки». Начальник конструкторско-технологического отдела Тамара Бойко на заводе массовых шин с 2001 года:
— Когда сюда пришла, выпускали в сутки чуть больше тысячи легковых покрышек, сегодня — около 11 тысяч. Ведем постоянную работу над расширением ассортиментного ряда, создаем конкурентоспособный товар, в котором люди нуждаются и который устраивает их по соотношению «цена — качество». Как только на наших дорогах стало больше кроссоверов, на предприятии решили разработать усиленную высокопрофильную шину для этих моделей автомобилей отечественного и зарубежного производства.
На создание инновационного продукта, как правило, уходит от двух до трех лет. Задача создать легковую шину с высоким индексом скорости, с нагрузкой, в полтора раза превышающей стандартную, была экстраординарной. До этого ничего подобного здесь не делали.
— Шину можно нарисовать красиво, но ведь надо еще разработать резиновую смесь, собрать изделие, свулканизировать, — перечисляет начальник инженерно-технического центра Сергей Каюшников. — Огромный пласт работы! Это был вызов самим себе. В первую очередь рассчитывать на собственные силы — на это ориентирует нас глава государства. Беларусь хоть и маленькая страна, но гордая, независимая и может обеспечивать высокий уровень своего производства. Мы в собственной продукции уверены, и эта уверенность базируется на экономическом потенциале, профессионализме наших людей.
Помимо внутреннего рынка, бобруйские покрышки давно зарекомендовали себя в России, Казахстане, Узбекистане. И «Белшина» постоянно пополняет товарный портфель перспективной продукцией — чтобы соответствовать мировым трендам, расширять географию поставок, завоевывать новых потребителей.
Профессионалы своего дела
Производить качественную и надежную продукцию для шинников не просто повседневный труд. На градообразующем предприятии работает около 7 тысяч человек — фактически каждый двадцатый житель Бобруйска. Здесь много трудовых династий, которые вместе создают стабильность большого коллектива.
«Белшина», можно сказать, город в городе. В составе ОАО несколько заводов: крупногабаритных, сверхкрупногабаритных, массовых шин, механический. Работает предприятие круглосуточно.
Чтобы амбициозные планы по выпуску шин для кроссоверов стали реальностью, потребовалась серьезная модернизация производства. В цехах завода массовых шин, где трудятся 1700 человек, установили новые резиносмесители, современные сборочные комплексы, вулканизационное оборудование. В 2025 — 2026 годах планируется инвестировать в развитие этого производства еще более 7 миллионов долларов, что позволит увеличить мощности по легковым шинам с посадочными диаметрами от 15 до 20 дюймов на 400 тысяч штук в год.
На завод массовых шин отправляемся вместе с генеральным директором «Белшины», который именно здесь начинал трудовую деятельность учеником рабочего и весь процесс знает изнутри.
Изначально сырье для будущих покрышек поступает в цех подготовки сырья, после тщательного лабораторного анализа — в подготовительный. Здесь стоят «емкости» высотой с четырехэтажный дом, в горловины которых засыпаются технический углерод, синтетический каучук и прочие ингредиенты. Смесь перемешивается до нужной консистенции, после чего огромный ком резины падает на первый этаж, развальцовывается, превращаясь в ленту шириной в метр и толщиной не более 10 миллиметров. Далее «полуфабрикаты», изготовленные на этапах подготовительного производства, поступают в сборочный цех, где все нужные детали соединяются в одно целое. Процесс сборки легковой шины занимает не более 50 секунд.
30‑летний сборщик Дмитрий Ширяев из тех, кто причастен к выпуску товаров, получивших высокое признание:
— Создавать новый продукт, вкладывая в него частичку себя, очень интересно. Когда с женой узнали, что ему присужден Государственный знак качества, испытали настоящий восторг. Кристину я за руку привел на завод. Она изготавливает бортовые крылья, моя мама Татьяна Николаевна — кольца. Я собираю шину. То есть вся семья причастна!
После сборки готовые, но еще «сырые» изделия окрашивают, создавая внутренний изоляционный слой, — чтобы не прилипали к диафрагме. Отправляют в цех вулканизации, где большие черные кольца запекаются, словно пончики.
— В вулканизационный пресс они загружаются автоматически, затем готовый продукт по транспортеру поступает в руки работника, который с помощью специального приспособления «сбривает» шинам так называемые усики. Они, вообще-то, никак не влияют на эксплуатационные характеристики и сами стираются после 300 — 400 километров пробега, — уточняет заместитель главного инженера по технологии завода массовых шин Андрей Якуш.
На участке инспекции качества продукт проверяют на силовую неоднородность, статический и динамический дисбаланс, боковое биение, после чего шины со штампом ОТК (отбраковка тут бывает крайне редко) поступают на склад готовой продукции.
В одном из цехов завода массовых шин знакомимся с оператором по перезарядке транспортных систем. Владислав Бутов, в прошлом шахтер, в Бобруйск перебрался с супругой и месячной дочкой из Донецка в 2014 году, спасаясь от войны:
— Белшиновскую продукцию знаю давно: мой отец всю жизнь «обувал» в нее свои жигули-«копейку». Теперь я тут, жена тоже — она закройщик резинотехнических изделий. Предприятие выделило общежитие, спустя девять лет мы купили квартиру. Нравится жить и работать в стране, где все стабильно, доброжелательно, где люди поддерживают друг друга.
Забота о людях — залог успешного развития любого предприятия. В ОАО «Белшина» ценят человеческий капитал, обеспечивают людей арендным жильем, питанием.
— У нас четыре столовые, семь буфетов, хотим открыть кафе, — перечисляет начальник отдела идеологической и социальной работы Юрий Андриевский, который на предприятии уже 30 лет. — Средняя зарплата — более 2 тысяч рублей, есть премиальные, бонусы. Достойный соцпакет: у каждого медицинская страховка, оздоровление работники проходят в нашем санатории «Шинник». У «Белшины» богатейшая история, прочные традиции. В идеале хотелось бы, чтобы если не все, то каждый второй автолюбитель пользовался нашей продукцией.
Безопасность, надежность, экономичность
Инженерно-технический центр — мозговой центр предприятия, где около 50 сотрудников проектируют и конструируют новые виды шин, которые впоследствии пойдут в серийное производство. 34‑летний инженер-исследователь Валентин Коптелов — из династии шинников:
— Мама до пенсии трудилась начальником исследовательского сектора центральной заводской лаборатории, отец — заместителем начальника производственного отдела. Горжусь, что сам вот уже 11 лет причастен к выпуску продукции, которая востребована как предприятиями Минпрома, так и владельцами автомобилей. Свою «ласточку» «обуваю» исключительно в белшиновскую резину, все мои родственники, коллеги и друзья — тоже.
Демонстрируя покрышку в разрезе, Валентин объясняет, что в ней насчитывается до 18 разных элементов. Каждая изготавливается по своей рецептуре из резиновых смесей, в состав которых входят до 30 различных химических ингредиентов.
По словам Сергея Каюшникова, который на предприятии с 1993 года, имеет восемь рабочих специальностей и ученую степень кандидата технических наук, шина — барышня капризная. Чтобы создать ту, что идеально подойдет для паркетника, они начали применять принципиально новые для того времени виды сырья — белую сажу или так называемый модифицированный речной песок. Это позволило снизить потребление топлива до 20 процентов, сократить тормозной путь.
Что отмеченные Знаком качества бобруйские «семнадцатки» по функционалу не уступают фирменным импортным аналогам, подтвердили испытания. На автополигоне в Финляндии белорусские шины для кроссоверов не только продемонстрировали безопасность и качество, но и по некоторым характеристикам обошли многих ведущих мировых производителей. Таких, к примеру, как Michelin. К слову, мишленовская шина стоит в пять раз дороже белшиновской.
— Испытывали наши шины для кроссоверов и китайские специалисты института автомобилестроения. Были очень удивлены, что они не только не уступают продукции их ведущих компаний, но и превосходят ее по прочности, управляемости, — подчеркивает Каюшников. — После этого заключили с нами договор на поставку.
Всего за прошлый год таких покрышек «Белшина» реализовала 288 тысяч, в нынешнем планирует на 10 — 15 процентов больше.
Держать марку
— Правительство поставило перед нами четкую задачу по повышению наполняемости внутреннего рынка. В 2024 году продажи наших легковых шин в Беларуси в количественном выражении в сравнении с 2023‑м выросли на 56 процентов! Знак качества — стимул совершенствоваться, развиваться дальше, — говорит гендиректор Александр Ковалев. — Меняем маркетинговую стратегию — определяем вектор позиционирования, активно развиваем свои бренды, выводим на рынок новую премиальную линейку шин.
Сегодня легковой сегмент продукции предприятия составляет 120 моделей шин. До 2030 года планируется освоить и поставить на производство еще около 50 моделей. К примеру, с прошлого года начали использовать в шинах ультратонкий высокопрочный металлокорд, что позволило снизить вес изделия и динамическую нагрузку на конструкцию легкового автомобиля, сократить расход топлива.
Учитывая растущую популярность электротранспорта, на предприятии разрабатывают и новую линейку шин — специально для электромобилей. Модернизация также идет на заводе, где выпускают покрышки для крупногабаритной техники, — уже закуплено необходимое оборудование.
До 2030 года «Белшина» планирует освоить выпуск более 100 видов новой продукции.
СПРАВКА
25 марта 1963 года Совет Министров СССР принял постановление, предусматривающее строительство в Бобруйске Белорусского шинного комбината. В разработке проекта участвовало 16 организаций из Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Харькова и Днепропетровска. В 1967‑м состоялась закладка фундамента первого шинного завода, в 1971‑м объект был объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой. Ночью 31 декабря 1971 года с экспериментального участка вышла первая белорусская шина для 27‑тонного автомобиля БЕЛАЗ.
ЦИФРЫ
В 2024 году «Белшина» сработала с чистой прибылью и выручила от реализации продукции 1,18 миллиарда рублей.
Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
22.05.2025 - 14:44
22.05.2025 - 09:59
Продукция Могилевских предприятий представлена на ярмарке белорусских товаров в Астрахани
19.05.2025 - 10:11