RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Сельчане из Кличевского района массово выращивают клюкву на выработанных торфяниках

Сбор урожая на необычных клюквенных плантациях в поселке Гончанский приближается к финишной прямой. Крупноплодную ягоду сельчане выращивают на выработанных торфяниках. Таких земель в районе более 3 тысяч гектаров. Ученые предлагают целый портфель проектов по вовлечению торфяных выработок в хозоборот. Дело за инвесторами. А вот предприимчивые сельчане из Гончанского благодаря торфяным почвам уже не первый год получают прибавку к зарплатам и пенсиям.

От поселка несколько минут ходьбы по просеке — и вот они, «семейные» клюквенники. Дело в том, что каждая плантация принадлежит кому-то из сельчан. Земля находится в пользовании, а ягоду люди вырастили сами. Сейчас таких участков здесь дюжина. Алексей Нестеренко — один из зачинателей необычного агропроекта:

— Клюквенный бизнес мы начали развивать еще в 90-х. В годы перестройки деловая инициатива охватила всех и каждого. Кто-то бросился в «купи-продай», а у нас в Гончанском — торфопредприятие и выработанные торфяники по всей округе. Вместе с соседом решили попробовать выращивать клюкву: под руку попалось пособие с описанием технологии. Сначала посадили крупноплодную ягоду на огороде, закупили в питомнике черенки, но замучились с сорняками. И тогда перенесли наши плантации сюда — на торфяники. Со временем к ягодному делу присоединились односельчане: и бывший директор школы, и бывший директор совхоза, и рабочие.

Возделывание ягодных культур (клюквы, голубики, брусники) помогает восстановиться выработанным торфяным месторождениям. В одном Кличевском районе таких земель свыше 3 тысяч гектаров, а всего по Беларуси — 300 тысяч! Плодородие торфяных выработок очень низкое, почвы отличаются высоким уровнем кислотности. То есть и сельскохозяйственные, и лесные культуры выращивать на этих землях неэффективно.

Ученые Института природопользования НАН предложили этому району несколько проектов по освоению старых месторождений торфа. К примеру, добыча сапропеля — илистого отложения на дне болот для производства удобрений. Еще одна технология касается того, как использовать выработанные торфяники, чтобы в последующем выращивать на них, скажем, многолетние травы. Это тоже вопрос экологии, ведь их поверхность минерализуется, и усиленно выделяется углекислый газ. Ученые предлагают методом послойной вспашки как бы перевернуть торф: сверху окажется песок, и при внесении удобрений земли можно вводить в хозоборот. Осталось найти связующее звено между научной идеей и инвестором.

Тем временем Алексей Нестеренко проводит мастер-класс по сбору клюквы:

— У меня около 70 соток: половина — в работе, остальное — еще молодые посадки. Урожай на участке около тонны. Сбор только вручную. Понятно, на уборочной мне помогают родственники, знакомые. А вот со сбытом не все так гладко. Что-то отвожу на рынок. Но сами понимаете, какие затраты на топливо: до Могилева под 100 километров. Благодаря сарафанному радио желающие приезжают за ягодой прямо ко мне. Отдаю недорого — 3,5 рубля за килограмм.

Райпо закупало весь урожай без проб­лем и по хорошей цене, когда начинал бизнес, вспоминает сельчанин. Затем предложение перестало быть выгодным. Почему? 

Садовая клюква имеет низкий покупательский спрос, ее принимают у сельчан под потребность рынка сбыта, поясняет начальник отдела заготовок Могилевского облпотребсоюза Алексей Сиротин:

— Когда крупноплодная, так называемая культурная, клюква появилась на рынке, за счет новизны она еще пользовалась спросом. Но все же предпочтение наши покупатели отдают болотной ягоде. В этом году мы уже закупили более 170 тонн дикорастущей клюквы. Почти в два раза больше, чем в прошлом. 70 тонн заморозили — такая ягода пойдет на экспорт. Остальную будем продавать на ярмарках, в магазинах. Закупочная цена достойная: начинали с 3 рублей за килограмм, доходило до 4. А вот садовой клюквы запаслись под 10 тонн. Изучаем спрос: больше просто не купят. И закупочная цена была незначительно ниже, чем у дикорастущей, — около 3 рублей.

На Быховском консервно-овощесушильном заводе садовую клюкву тоже готовы закупать: перетертая с сахаром ягода идет в том числе и на экспорт. Вопрос в цене: если она устроит и предприятие, и поставщика сырья. В этом сезоне торговое предложение поступило и от кличевского ягодника. Пока оно в стадии изучения.


 

— Клюквенный «кооператив» из Гончанского заинтересован в грамотном маркетологе, — рассуждает Алексей Нестеренко. — Почти все владельцы ягодных плантаций — пенсионеры. Трудиться мы приучены, а вот как продвигать свой товар на рынке? Мы бы и плантации свои расширили. Может, кого-то заинтересует наше предложение? У нас в поселке и пустующих построек — на выбор: продают за одну базовую. Вот бы кто-то открыл там цех по производству клюквы в сахаре!

СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна