RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Уроженец Климовщины Иван Прудников один из создателей ракетно-космической техники

Всемирный день авиации и космонавтики традиционно отмечается 12 апреля. Именно в этот день в 1961 году космическая ракета вывела на околоземную орбиту аппарат с первым человеком на борту. Это был Юрий Гагарин. Среди тех, кто активно участвовал в реализации космической программы Советского Союза был наш уроженец Климовщины Иван Савельевич Прудников. О себе, своей семье и работе в конструкторском бюро под руководством Сергея Королева Иван Прудников написал книгу «От Папоротки до космических высот».

Вот некоторые выдержки из этого произведения.

«Когда берешь в руки книгу неизвестного или малоизвестного автора, прежде всего, хочется узнать, кто он, этот автор, почему и зачем написана эта книга. Поэтому я начну с того, что в самых общих чертах расскажу о себе.

 Родился 16 июня 1919 года в деревне Папоротка Климовичского уезда Гомельской губернии. Отец, Прудников Савелий Алексеевич 1885 года рождения, и мать, Прудникова (Момотова) Ефросинья Сергеевна (1885 г. р.) — потомственные крестьяне.

В 1924 году проводилась государственная кампания по заселению свободных кубанских земель крестьянами из других областей России. В это время наша семья переехала в район станицы Староминская Краснодарского края на земли, принадлежавшие до революции помещику Бражникову. Туда же переехали и другие семьи из Белоруссии: семья Михаила Прудникова — брата отца, семьи Старовойтовых, Гулаковых, Сауковых, Силкиных, Абрамовых, Петраченковых, Новиковых — всего 20-25 семей.

На кубанской земле образовался новый хутор под названием Гомельский. Рядом с ним был хутор Латышский, в котором жили потомки латышей, переселившихся на Кубань еще во времена Екатерины II.

О раннем детстве, проведенном в Папоротке, у меня в памяти сохранились только отдельные проблески. А вот детство на хуторе Гомельский, в котором я прожил до весны 1933 года, вспоминается и сейчас довольно ясно.

Отец, будучи по тем временам довольно грамотным (в царской армии служил в артиллерии), обучил меня чтению, письму и счету в раннем детстве. И в школу я был принят сразу во второй класс. Школа была начальной, располагалась в соседнем хуторе Латышский. И каждый учебный день я ходил в школу за четыре километра. Потом меня отдали уже в среднюю школу — школу колхозной молодежи. Там закончил 5 и 6 классы.

В начале тридцатых годов, когда голод прокатился и по богатым кубанским землям, наш хутор Гомельский стал постепенно распадаться.

В это голодное время моя старшая сестра и ее муж Алексей Илларионович Новиковы переехали в Белоруссию, на родину Алексея в деревню Домамеричи. Меня, самого младшего из детей, сестра взяла с собой. Так я опять оказался в тех же местах, где и родился.

Для меня, теперь уже четырнадцатилетнего подростка, белорусская земля, после жизни в степных краях, произвела особое впечатление. Казалось, что я приехал в лес: где бы ни был, куда бы ни посмотрел — везде лес. А войдешь в лес — кругом множество всевозможных грибов.

Часто навещал дедушку, жившего по-прежнему в Папоротке. Ловили с ним раков, там же, на берегу небольшой зеркально чистой речки, варили их.

В 1933 году я переехал в Донбасс, в город Краматорск. Меня взял в свою семью младший брат отца, Александр. А через год — новый переезд, теперь к моему старшему брату, окончившему к тому времени Вольское авиационное училище и получившему назначение в воинскую часть в городе Воронеже.

После окончания воронежской средней школы в 1936 году поступил в Сталинградский механический институт.

В течение последних трех лет учебы в институте был заместителем секретаря комитета комсомола института по спортивной и оборонной работе; получал персональную стипендию ЦК ВЛКСМ. Пять лет жизни в общежитии воспитали во мне чувства товарищества и крепкой дружбы, которые остались во мне до сих пор.

Институт окончил в 1941 году. Дипломный проект защищал 27 июня, когда уже полыхала Великая Отечественная война. Диплом с отличием свидетельствовал, что я стал инженером-механиком по специальности «Станки, инструмент и холодная обработка металлов».

По окончании института получил направление на Ижевский мотоциклетный завод в качестве сменного мастера. Но уехать из Сталинграда не пришлось, военкомат запретил выезд из города.

Поступил на работу в один из механических цехов Сталинградского тракторного завода. Жить остался в студенческом общежитии, рядом с институтом, в нескольких сотнях метров от проходной завода. Завод в то время был переведен на выпуск танков Т-34.

Работал вначале конструктором по приспособлениям, потом технологом в цехе, и наконец — наладчиком станков-полуавтоматов.

Эвакуировался из Сталинграда в начале сентября 1942 года, пережив жестокие бомбардировки, которым подвергались город и его заводы с 23 августа.

Я и несколько товарищей оказались в городе Чирчике, в тридцати километрах от Ташкента.

Завод, на который мы случайно попали, был создан уже в ходе войны на базе Сумского машиностроительного завода. Основной его продукцией были минометы, авиационные бомбы, компрессоры высокого давления, гидронасосы и химагрегаты.

Вначале работал технологом, потом, освоившись с производством, был назначен начальником конструкторского бюро по инструменту и приспособлениям.

С учетом своей специализации решил поступить в аспирантуру Московского станко-инструментального института, куда и подал заявление. В 1946 году получил вызов из института для сдачи вступительных экзаменов. Мой отъезд, к сожалению, задержался из-за отказа директора завода отпустить меня к назначенному времени по производственным причинам. И я прибыл в Москву с опозданием, когда прием в аспирантуру был уже закончен.

Пришлось искать работу. Было это тогда очень непросто.

Случай привел меня в подмосковный город Калининград (ныне город Королев), где и поступил на работу в только что созданный Научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения, в отдел Главного конструктора Сергея Павловича Королева.

Отдел был предназначен для разработки ракет дальнего действия.

В 1950 году этот отдел, учитывая значимость тематики и выполненные к тому времени работы, был преобразован в Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1) в рамках НИИ-88. В дальнейшем, в 1956 году, ОКБ-1 обрело статус самостоятельного конструкторского бюро в системе Министерства вооружения. Возглавлял его по-прежнему С.П. Королев.

Под руководством Сергея Павловича ОКБ-1 в тесном взаимодействии с другими научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро выполнило целый ряд работ государственного и мирового значения.

Был создан ракетно-ядерный щит для защиты страны; осуществлены запуск первого искусственного спутника Земли и первый космический полет человека; проведены первые исследования космического пространства с использованием ракет и автоматических аппаратов.

Без преувеличения можно сказать, что благодаря этому было предотвращено возникновение новой мировой войны, осуществлено проникновение в космос и начато использование космоса на благо человечества.

Испытываю чувства глубокого удовлетворения, что был участником этих работ, что мне посчастливилось двадцать лет работать вместе с таким выдающимся человеком, как Сергей Павлович Королев.

При жизни Сергея Павловича с 1956 по 1964 год я был начальником проектно-конструкторского отдела головных частей ракет дальнего действия, а с 1964 по 1966 год — начальником проектного отдела пилотируемых космических кораблей. В этот период и последующие годы был разработан и во многом практически осуществлен ракетно-космический комплекс для экспедиций на Луну. Но до конца эти работы по ряду причин не были доведены.

С 1974 по 1982 год, когда нашим КБ (НПО «Энергия») руководил Генеральный конструктор академик Валентин Петрович Глушко, я был Главным конструктором экспедиционной лунной базы-станции. Был выполнен большой объем проектных работ. Но и этому проекту не суждено было осуществиться.

В 1982 году вышел на пенсию, но до 1995 года продолжал работать в созданной на базе НПО «Энергия» Ракетно-космической корпорации имени С.П. Королева в качестве старшего научного сотрудника.

В 1955 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Не без гордости могу сказать, что был единственным аспирантом, научным руководителем которого был Сергей Павлович Королев.

В 1958 году мне, как и ряду других сотрудников ОКБ-1, за научно-исследовательские работы по созданию ракетно-космических систем была присуждена ученая степень доктора технических наук.

В 1961 году за работы по созданию головных частей межконтинентальных баллистических ракет с ядерным оружием был удостоен звания лауреата Ленинской премии. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями Федерации Космонавтики.

В 1972 году, совершая поездку на автомашине в Прибалтику, мы с женой проехали по белорусской земле. Были несколько дней в Минске, ознакомились с его достопримечательностями, в один из вечеров с большим удовольствием слушали концерт эстрадного ансамбля «Верасы» под управлением Заслуженного артиста Белоруссии Эдуарда Мицуля.

Посетили мемориал «Хатынь». С болью вспоминалось лихолетье, постигшее белорусскую землю в годы Великой Отечественной войны. Но когда видели возрожденные деревни и города родной Белоруссии, сердце наполнялось радостью.

Хочется от души пожелать белорусскому народу скорейшего преодоления трудностей теперешнего времени, благополучия и счастья в веках. Январь 1998 г.».

Иван Савельевич в последние годы жизни хотел побывать на малой родине, в местах, где похоронены его предки. Но не смог это сделать: болела жена, которая нуждалась в постоянном уходе. Когда остался один, то силы были уже не те. Умер Иван Прудников 20 апреля 2005 года. Похоронен в городе Королеве Московской области.

rodniva.by

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна