Александр Лукашенко на совещании по развитию АПК в Шклове 9 августа 2024 года поднял проблему возрождения в каждом районе организаций, обслуживающих сельское хозяйство: «Райагросервисы надо восстановить, надо их функции восстановить. Не только удобрения. Где-то нефтепродуктами они занимались, запчастями, ремонтом… Возьмите опыт, посмотрите и сделайте то, что надо». В каком состоянии теперь система обслуживания техники сельского хозяйства и какие возможны пути повышения ее эффективности? Ответы на эти и другие вопросы «СГ» намерена искать в новой рубрике «Техреставрация». Газета расскажет о передовом опыте работы организаций этой сферы, восстановлении работы райагросервисов и проблемах, возникающих на пути.
Генеральный директор РО «Белагросервис» Сергей Юркевич: «Свободных ниш много. Надо только их найти и умело вклиниться»
В советское время была шутка: в мире действуют три системы — социализма, капитализма и «Сельхозтехники». Но содержание ее было вполне серьезным. Даже американские специалисты утверждали, что эта организация была образцом, феноменом международного масштаба. Такая высокая оценка — лучшее доказательство хорошо отработанного и слаженно действующего механизма системы сервисного обслуживания АПК. После распада Советского Союза система стала разрушаться. Почему это произошло и как поправить положение в нынешних обстоятельствах? Об этом — в интервью с генеральным директором РО «Белагросервис» Сергеем Юркевичем.
— Сергей Брониславович, особенностью системы агросервиса в советское время был вертикальный метод управления. Районные структуры подчинялись областным, а те — республиканским. В начале 1990‑х годов все переменилось. Почему?
— Появилась конкуренция, особенно в сфере снабжения запчастями. Этим вопросом активно занялись частные организации. Повлиял и такой фактор, как уменьшение количества техники за счет роста ее мощности. Например, тракторов и зерноуборочных комбайнов сейчас примерно в четыре раза меньше, чем во времена СССР. Поэтому нужно значительно меньше людей не только для их эксплуатации, но и для ремонта. Негативную роль также сыграла инфляция 90‑х, которая вымывала свободные деньги хозяйств. Им часто просто не было чем платить посторонним организациям за обновление техники.
— Государство понимало, что надо менять подходы в связи с новыми обстоятельствами.
— Поэтому вышел Указ Президента от 27 января 2003 года № 40 «О совершенствовании управления организациями агропромышленного комплекса». Он предусматривал создание РО «Белагросервис» путем слияния различных организаций, обслуживающих АПК. В него вошли «Белагроснаб», «Белагропромкомплект», «Белагропромтехника», «Белсельхозхимия», «Трест Промбурвод». Новому объединению была поставлена задача проведения единой государственной политики в области энергетики, электрификации, агрохимического обслуживания и водоснабжения организаций сельского хозяйства, обеспечения ремонта, сервисного обслуживания, изготовления сельскохозяйственной и другой техники, энергетического и технологического оборудования. Облисполкомам и райисполкомам требовалось принять меры по созданию юридических лиц путем объединения действующих организаций, обслуживающих сельское хозяйство. Они остались в коммунальной собственности, а на РО «Белагросервис» возлагалась обязанность обеспечить координацию деятельности в этой сфере.
— Поскольку сфера агросервиса нецентрализованная, то обязать что-то делать районные и областные организации вы не можете. А как координируете деятельность?
— С этой целью при РО «Белагросервис» создан совет, в который вошли все руководители облагросервисов, а также некоторых лучших райагросервисов и ремонтных заводов. Собираемся не менее одного раза в квартал, а при необходимости и чаще. Наши решения не имеют юридической силы, но рекомендации, выработанные лучшими представителями отрасли, будут полезны всем. Например, ежегодно формируем программу ремонта — подготовки техники к весенне-полевым работам. Поздней осенью после окончания полевых работ проводится дефектовка техники. На ее основе формируется потребность в запчастях. Сводная заявка направляется на заводы-изготовители. Координируем специализацию организаций по ремонту. При этом учитываем возможности районных и областных сервисов, наличие оборудования, квалификацию специалистов.
— Это, конечно, хорошо. Но как случилось, что райагросервисы стали терять свою роль? Некоторые финансово ослабли, другие вообще практически прекратили существование.
— Часть причин я уже назвал выше. Негативно отразилось на сервисных организациях и то, что немалое их количество, по сути, стало сельхозпредприятиями. Более 20 лет назад для отстающих хозяйств начался поиск инвесторов. Повезло тем, кого взяли на буксир крупные промышленные предприятия. Но всем таких не хватило. В результате финансово ослабленные предприятия стали присоединять к райагросервисам, которые также не могли похвастаться устойчивостью. Нетрудно сделать вывод, что было дальше.
Возьмем, например, ОАО «Несвижский райагросервис». Когда-то это была крепкая организация, которая и ремонтом занималась, и производила различную продукцию. Но затем к ней присоединили ряд хозяйств, которые потянули экономику на дно. Для спасения пришлось присоединить уже ее к другому устойчивому сельхозпредприятию. Сейчас вместе с районными властями работаем над тем, чтобы вернуть в строй полноценную сервисную организацию АПК.
— Задачи ближайшего времени — восстановить закрытые райагросервисы и укрепить действующие. Почему это так важно и каковы, на ваш взгляд, пути их решения?
— Несомненно, агросервис должен быть в каждом районе. Почему? В некоторых хозяйствах, особенно финансово неустойчивых, весьма слабая инженерная служба, порой ее вообще нет в современном понимании. Плюс недостаточная квалификация механизаторов. А техника с каждым днем становится все сложнее, в ней масса электроники. Провести техническое обслуживание, а тем более ремонт хозяйствам не по силам. Кое-кто утверждает, что это могли бы взять на себя межрайонные или областные сервисные структуры. Да, частично такое возможно. Но не забывайте, что в наших условиях техника более полугода работает в поле. При таких нагрузках без поломок не обойтись. Поэтому для скорейшего возвращения машин в строй нужны выездные бригады в райагросервисах. При большом желании такие районные структуры могут найти для себя и другие виды работ. То есть райагросервис может быть разным: в одном месте — 100 человек, в другом — 20 — 30.
— Переведем вопрос в практическую плоскость. В районе решили восстановить некогда существовавший агросервис. Все начинается с финансирования. Где взять стартовый капитал?
— В решении проблемы должны быть заинтересованы местные власти, прежде всего председатель райисполкома. Да, в дотационных районах сложно найти бюджетные деньги на восстановление агросервиса. Но ведь можно обратиться за помощью в облисполком, у которого финансовых возможностей больше. На первых порах это могут быть субсидии, а в дальнейшем — льготные кредиты. Уверен, при большом желании все проблемы преодолимы.
— РО «Белагросервис» может как-то помочь в восстановлении районных структур?
— Несомненно. Готовы оказать консультационную, методическую и другую поддержку. Например, через предприятия Минпрома купить недорого станки, бывшие в употреблении. Им уже много лет, но в организациях агросервиса еще послужат.
— Можете ли привести положительные примеры по восстановлению агросервисов или укрепления их положения на рынке?
— Возьмем ОАО «Аульское межрайонное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства» Гродненской области. Несколько лет назад его положение было весьма шатким. Улучшил ситуацию облисполком, который помог с кадрами, кредитными ресурсами, и предприятие восстановилось.
Можно привести пример и могилевского предприятия ОАО «Агропромналадка». Кроме своей основной деятельности, оно стало собирать в хозяйствах области вышедшую из эксплуатации технику. Извлекали пригодные для использования детали, создали обменный фонд бывших в употреблении запчастей. Из нескольких машин делали одну и продавали на вторичном рынке. Освоили ремонт кормоуборочной техники, кормораздатчиков, разбрасывателей минеральных и органических удобрений, косилок, начали производить культиваторы. Как видим, свободных ниш много. Надо только их найти и умело вклиниться.
— Выше вы говорили, что координируете деятельность всех сервисных организаций, но ваши решения не имеют юридической силы. Рассматривается ли вопрос о том, чтобы такая координация стала более конкретной? Может быть, надо создать структуру, которая, даже если не будет похожей на централизованную советскую, все же получит более конкретные рычаги управления, в том числе и поспособствует восстановлению райагросервисов?
— Такие шаги предпринимаются. Сначала была идея создать холдинг, в котором республиканское объединение стало бы управляющей компанией, а остальные оставались бы самостоятельными юридическими лицами. Но реализовать ее невозможно, так как уже существуют областные холдинги в этой сфере.
Сейчас рассматривается вопрос усовершенствования работы в рамках действующего законодательства, дополнив его некоторыми пунктами. Перед этим необходимо включить в состав республиканского объединения ряд агросервисных организаций, которые способны производить новые машины и механизмы, обеспечивать техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, заниматься материально-техническим обеспечением и выполнять ряд других функций. Прежде всего это 34 организации, которые производят технику на промышленной основе, такие как «Минойтовский ремонтный завод», специализирующийся на выпуске плугов, «Гомельагрокомплект» — изготовитель молочного оборудования, «Мозырьтехсервис» — единственный производитель механических сеялок, а также ряд других. Кстати, каталог техники, производимой агросервисами страны, насчитывает более 400 наименований.
Также это могут быть организации, у которых есть центры технического обслуживания заводов — изготовителей крупной техники. Плюс другие ремонтные заводы и еще несколько организаций, которые находятся в относительно устойчивом положении.
Если удастся реализовать такой проект, надо будет решить три важнейшие задачи. Первая — технологическая модернизация. Ведь пока в нашей сфере используется слишком много старого оборудования, которое не может обеспечить высокую точность изготовления деталей. Вторая — централизованное обеспечение сырьем, особенно металлом. Третья, самая важная, — реализация своей техники. Тракторы, комбайны и другие крупные машины реализуются через систему «Промагролизинга», где строгие требования к финансовому положению. Мы хотели бы создать свой аналог, но с более гибкими подходами. Например, хозяйства могли бы рассчитываться за переданную им технику после реализации выращенного урожая. Но для этого нужен нормативный акт, позволяющий нам получать льготные кредиты. Также у руководства республиканского объединения должно быть право согласовывать кадровые назначения на местах в нашей сфере. Все это поспособствует укреплению системы агросервиса в стране.
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
27.02.2025 - 14:37
27.02.2025 - 10:27
Проект «Обелиски великого подвига» издательского дома «Беларусь сегодня» представили в Быхове
27.02.2025 - 10:01
27.02.2025 - 09:53
Клецки, салат «Бульбаш», киндюк – кулинарный блог ведет осиповчанка Евгения Барейша
27.02.2025 - 09:49