RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Зимние каникулы воспитанники единственного в Могилевской области детского дома проводят в патронатных семьях

Уроки семьи

Детский дом в Бобруйске еще в 2006 году был выбран в качестве республиканской экспериментальной площадки по патронатному воспитанию детей‑сирот. Сегодня здесь уже целая команда тех, для кого это стало не разовой благотворительной акцией, а частью жизни. И нередки случаи, когда патронат перерастает со временем в приемную семью или усыновление.

Счастье быть единственным

В детском доме предновогодняя суета. На каникулах можно забыть об уроках — самое время украшать елку, репетировать праздничное представление и писать письмо Деду Морозу. У этих детей мечта одна на всех, рассказывает директор Марина Шарко:

— Не бывает дня, чтобы ко мне не подошел кто‑то из ребят и не спросил: «А когда вы мне найдете маму?» Наш детский дом единственный на всю область — семейные формы устройства для детей‑сирот задействованы максимально. Здесь 41 воспитанник. Наши дети имеют особенности в развитии, но это лишь означает, что им нужно чуть больше внимания и заботы.

Марина Шарко уже убедилась, что патронат — возможность не только для ребенка пожить, пусть даже временно, в семье, но и для взрослого принять взвешенное решение стать приемным родителем:

— Требуется несколько месяцев общения, чтобы понять, комфортно ли им вместе. Спешка с таким решением может обернуться психологическими травмами для всех.

К патронатным воспитателям ребенок ходит в гости в выходные, праздники и на каникулах. Насколько важен для него, живущего с рождения в казенных стенах, опыт семейного тепла и заботы, трудно переоценить. Директор детского дома замечает, что для социальной адаптации в будущей самостоятельной жизни их воспитанники учатся готовить, ходить в магазин, но есть навыки, которые можно сформировать только в семье:

— Государственная семейная политика в нашей стране ориентирует соцработников и педагогов приложить максимум усилий, чтобы детей воспитывали их родители. Тогда они с пеленок получают уроки любви и доверия к ближнему, учатся отношениям сотрудничества, умению строить семейный быт. Главное впечатление из рассказа ребенка о проведенных выходных с патронатными воспитателями — он счастлив быть для кого‑то единственным, а не одним из воспитанников в группе: «Меня повели на карусели, мне читали сказку на ночь».

Стать ребенку другом

На каникулах 12‑летнюю Надю пришла поздравить с днем рождения Светлана Ивановская. Подарила игрушку «Гуси‑обнимуси» и предложила девочке обсудить планы. Уже больше года женщина забирает Надю домой на выходные, праздники.

— У меня свои две дочки, одну тоже зовут Надя, — рассказывает Светлана Александровна. — Восемь лет назад оформила патронат над Виолеттой. Теперь на каникулы забираю двоих — и Виолетту, и Надю. Чувствую в себе нерастраченный материнский потенциал и всех своих девочек учу: «Чем больше отдаешь себя на благо другим, тем больше наполняется твоя жизнь смыслом и любовью».

Дома — собака породы шпиц. Вместе пекут пироги, летом отправляются в походы и даже сплавы на байдарках. Светлана рассуждает:

— В детском доме они ни в чем не нуждаются: шестиразовое питание, игрушки, экскурсии. Но очень важно, чтобы человек вырос социально зрелым и понял, что семья — это ответственность, постоянная забота друг о друге, труд на благо родных. Воспитание детей для меня — служение им, а награда — видеть, как мои девчонки меняются, становятся домашними детьми.

Любовь Нефедова сразу решила, что детям из детского дома проще адаптироваться в семье, если их будет целая компания. Так две Кати и Маша стали не только проводить выходные у нее дома, но и вместе путешествовать. Любовь Павловна еще и опекун внука. На вопрос о мотивации стать патронатным воспитателем отвечает кратко:

— Если можешь помочь, помоги. У меня это получилось как‑то само собой. А в этот детский дом мы сначала пришли как волонтеры по ремонту, подружились с детьми и нашли друг друга.

Девчонки с гордостью демонстрируют фотоальбом. Вот их дефиле на подиуме особенного модного показа «Цветные сны», а вот фотосессия в бальных платьях. Любовь Павловна, к слову, работает в индустрии красоты. Пока патронат — единственный формат, возможный в условиях ее занятости. Но когда девчонки чуть повзрослеют и станут самостоятельнее, не исключает, что они смогут к ней переехать.

— Мне бы хотелось помочь им получить высшее образование, стать успешными. Государство гарантирует детям‑сиротам поддержку в решении квартирного вопроса, у них есть льготы при поступлении в учебное заведение. Но кто‑то должен провести подростка за руку, как это происходит в обычных семьях.

26‑летняя Наталья Кашицкая начинала здесь воспитателем, а теперь работает психологом. Говорит, случайные люди в детских домах не задерживаются, это призвание. А вот подсказать взрослому подход к ребенку готовы все — целая команда воспитателей, социальных педагогов, психологов, дефектологов, медиков.

— Мы заочно знакомим потенциального патронатного воспитателя с ребенком, рассказываем про его здоровье, характер, особенности поведения. В любой момент, хоть в выходной, нам можно позвонить с проблемой. К примеру, вдруг выясняется, что ребенок, который привык ложиться спать вместе с другими детьми, не может уснуть один в комнате. У нас сформировалась целая команда опытных патронатных воспитателей — 13 человек, они сами могут уже делиться педагогическими секретами. Воспитанников мы тоже готовим, спрашиваем, хотят ли они пойти в гости. Но их дом пока здесь. 

Вовкины мечты

«Это он меня выбрал» — так Наталья Гетманченко начинает историю об их с Вовкой дружбе.

— Ему тогда было пять лет, я пришла сюда работать воспитателем. Когда он меня впервые увидел, то улыбнулся. И я спросила у директора сначала, что за мальчик, а затем, можно ли ему будет приходить в мою семью в гости. Это никакая не жалость, просто понравились друг другу два человека.

Вовка уже в пятом классе. Каждую пятницу вечером после ужина он в полной готовности ждет Викторовну, так он называет свою бывшую воспитательницу. Наталья Гетманченко перешла работать в школу, но их дружбе это не помешало. Нас пригласили в гости — как тут откажешь. Едем в машине, Вовка деловито подсказывает водителю, где свернуть, бежит открывать своим ключом дверь, а Наталья Викторовна вспоминает:

— Когда Вовка в первый раз был у нас в гостях, то боялся заходить в подъезд. Он ведь раньше не бывал в обычном доме и в семье никогда не жил. Кошку тоже погладил впервые. А теперь и в магазин может сам за продуктами сходить, а оливье так готовит, что еще мне фору даст. Любит играть с моими внуками, когда они приезжают.

Дома первым делом Вовка бежит к Августину — это черепашка. У ног трутся соскучившиеся по маленькому хозяину две кошки. Наталья Викторовна нахваливает своего воспитанника:

— Представляете, он сам двери починил. Настоял, чтобы мы пошли в магазин и купили дверные петли. Где он этому научился, не представляю. В моем классе развел целую оранжерею фиалок, а в нашем деревенском доме полет грядки и выращивает кабачки. Мы с ним похожи, у нас даже дни рождения совпадают.

У мальчишки здесь своя комната, любит иногда поиграть один в конструктор. Спрашиваем у Вовки, о чем он мечтает:

— Вырасту — построю дом. Заведу лошадь, корову, буду разводить много кошек и собак. И Викторовну с собой возьму.

Елена Кукшинская, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна