RU BY EN 中文
Twitter Instagram

«Бабушкина крынка» модернизируется, расширяет ассортимент и рынок сбыта

Санкции — «в молоко»

Мы привыкли, что на столе всегда есть хлеб и молоко. И никакие санкции это незыблемое правило не нарушат. Работа ОАО «Бабушкина крынка» — управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» это подтверждает. Даже не в самый легкий для могилевского производителя молочки период на предприятии технически перевооружаются, запускают новые линейки продукции. «Стрессовые» условия, наоборот, открывают для холдинга новые горизонты.

Верный расчет

Санкции повлияли на работу многих предприятий, и «Бабушкина крынка» — не исключение, отмечает генеральный директор холдинга Геннадий Скитов:

— Но мы преодолеваем все трудности и с этими тоже справимся. Ограничения коснулись сразу нескольких направлений. Одно из них — отгрузка продукции, ключевое в которой — расчеты. Здесь выработали подходящие для себя и контрагентов механизмы. Так, в торговле с Китаем перевели все платежи в юани (они конвертируются в белорусские рубли). На российском рынке расчеты, понятно, в российских рублях. За счет того, что эта валюта укрепилась на рынке, даже видим для себя преимущества. Ближнему зарубежью также предложили продажи в российских рублях. С Европой в реализации холдинг не работал, поэтому в этом болезненных изменений не ощутили.

Ключевые партнер для «Бабушкиной крынки» — Россия и Китай, их доли в импорте составляют 40 и 20 процентов соответственно. Оставшийся процент приходится на 20 стран, с которыми налажено сотрудничество. Поменяется ли география? Геннадий Скитов прогнозирует, что могут «отвалиться» Бангладеш и Индонезия, но пока они выполняют договоренности. Еще один партнер — Вьетнам — готов разговаривать в части оптимальной валюты для расчетов.

— Как ни странно, сегодня у «Бабушкиной крынки» лучший результат. И речь здесь о торговле с Россией, — объясняет генеральный директор. — Россельхознадзор снял ограничения на все наши филиалы — четыре завода открыты. Поэтому планируем увеличить объем поставок сыра соседям, а значит и объем валютной выручки.

Предприятие выдерживает разумный баланс в поставках на внутренний и внешний рынки в соотношении 55 и 45 процентов. Здесь понимают: при удовлетворении спроса своего потребителя важно наращивать валютные поступления. Они дают возможность развиваться.

— С белорусским рынком картина понятная, — поясняет Геннадий Викторович. — Мы работаем по предоплате, поэтому прогнозируем объем продаж на два-три месяца вперед.

Да, есть некоторые проблемы с транспортными путями. Реки, хоть и молочные, но не текут, а доставляются автомобилями, что сегодня затруднено. Какой выход? Обратиться к железнодорожному транспорту. В этом направлении уже идут переговоры.

Сложнее с упаковкой. Мировая компания Tetra Pak, поддержав санкции, одноименную тару поставлять отказалась. В холдинге развернулись в сторону Китая, идут переговоры.

— В начале мая должны прийти первые образцы упаковок. Если нас устроит качество, наладим сотрудничество и безболезненно уйдем от старых поставщиков, — отмечает Геннадий Скитов. — Вопрос, конечно, в цене. Компании, понимая, что в Россию и Беларусь европейских поставок больше не будет, вполне могут поднять стоимость. Надеемся, что найдем баланс. На это время — так называемый переходный период — используем упаковку, которая осталась с прежних периодов.

Гнут свою линию

В сутки на предприятии перерабатывается около 1400 тонн сырья. К слову, это те же объемы, что были и до санкций. Сердце производства — аппаратная — работает как часы. Молоко по «артериям» стекается сюда в емкости, подвергаясь при этом температурной обработке. Здесь происходят все важные процессы: пастеризация, нормализация, закваска, после чего продукт идет на линии упаковки и розлива. Практически все на заводе — закрытое производство, где нет прямого контакта с сырьем. В цехах — кристальная чистота, а сотрудники, будто медики, — в халатах. Вопросы безопасности — на первом месте.

 — Прежде чем попасть на стол к покупателю, продукция проходит несколько стадий контроля, — обращает внимание главный специалист по производству Наталья Рубенкова. — Причем это касается не только готовой продукции, но и сырья.

В цехе розлива процесс также не останавливается. Существующая линия способна наполнять 12 000 бутылок в час. По соседству — импортная линия. На завод новинка пришла в конце прошлого года. Имеющихся мощностей попросту не хватало: загрузка на 100 процентов, к тому же оборудование заточено под кефир большего объема.

— Новая линия может разливать продукцию в более мелкую тару объемом 450, 300 и 200 миллилитров — отличный вариант для десертной группы. Мощность — 6 тысяч бутылок в час. Это позволит расширить ассортимент, увеличить объемы выпускаемой продукции, — уверена Наталья Рубенкова.

Импортная «машина» принципиально отличается от существующей. В этом-то и возник нюанс. Дело в том, что линия прийти успела, однако без настройки это просто дорогое железо. Когда были объявлены санкции, специалисты зарубежной компании не смогли выполнить обязательства и запустить ее. На предприятии устроили мозговой штурм. Уже в начале месяца слили первую партию ряженки.

Заместитель директора по технологическим вопросам Александр Руденя видит в этом заслугу инженерной службы, которая своими силами наладила линию:

— Оборудование поступило к нам в декабре, а в январе уже было смонтировано, после чего началась пусконаладка. Когда встал вопрос о конечном запуске, возникли проблемы, ведь начали действовать санкции. Новая линия отличается от имеющейся компрессорным оборудованием, выдувной частью. Стали изучать технологии производства такого вида оборудования, что-то уточняли у партнеров из зарубежных стран. Справились буквально за месяц, за что большое спасибо нашим специалистам — Олегу Кривоногову, Денису Белому, Сергею Легинскому и другим. Они смогли решить сложную задачу.

Дело вкуса

В части снабжения перестройка идет и в поставке некоторых добавок, которые шли в том числе и из Европы. Как это скажется на потребителе? Изменится ассортимент йогуртов, вкус сыра, но не критично — в пределах 10—20 процентов. Мобильность в этом случае — верное направление холдинга, ведь хватает сложностей и помимо санкций. Известно, что в разные периоды года объемы сырья отличаются то в большую, то в меньшую сторону. Именно поэтому на «Бабушкиной крынке» научились подстраиваться под такие колебания, а еще чувствовать, что нужно потребителю. К примеру, сейчас планируют выпускать «немолоко» и питьевые продукты с добавлением молока. Это не только модное сейчас направление, но и полезное.

— Ставку делаем на новые продукты — с заменой животных жиров растительными компонентами, — уточняет заместитель директора по производству Галина Титенкова. — Ход вполне логичен: чтобы увеличить объем выручки и помогать сельскому хозяйству, нужно увеличить продажи. В том числе за счет продуктов, которые требует рынок. Для загрузки мощностей идем по видам, не содержащим молоко.

Так, в бобруйском филиале разрабатываются технологии по производству растительного молока — пшеничного, кокосового и с ароматом грецкого ореха. Это аналог того, что поступает с российского и других рынков. Вот и импортозамещение в деле. Процесс на стадии заказа упаковки. Через месяц новый продукт уже смогут попробовать покупатели.

Еще один амбициозный проект — производство безлактозного молока. Все больше людей испытывают проблемы с усваиванием этого компонента. Чтобы угодить такой категории покупателей, в холдинге занялись разработкой нового вида продукта. Будет применен особый метод мембранной технологии, где процент лактозы сведется к нулю. Проект на стадии определения поставщика.

— Планов у нас много, несмотря на сложности, — заключает Геннадий Скитов. — Но самое важное, что люди работают, мощности загружены, а покупатель не чувствует на себе санкций — в магазинах есть вкусная молочка.

Татьяна Седунова, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна